Salvador Dali  

Dali was more than just surrealism. It forces the observer to expand his view of the artist’s work from the iconic surreal landscapes that guaranteed his fame to encounter their unigue evolution and also his absolutely extraordinary later works, which are less often seen because of their refusal to conform to the surrealist ideal.
Dali был больше чем сюрреалист. Это вынуждает наблюдателя расширять свой взгляд на творчество художника и не рассматривать его только как изобразителя ирреальных пейзажей, которые, впрочем, гарантировали ему известность. Дали дает нам абсолютно экстраординарные как ранние, так и более поздние работы, которые менее известны из-за отказа художника соответствовать идеалу сюрреализма.

www.philamuseum.org

ДАЛИ, Сальвадор (Dali, Salvador)

1904, Фигерас, Каталония — 1989, Фигерас. Испанский художник. Представитель сюрреализма. Учился в Академии художеств Мадрида (1921—1922, 1925—1926). Увлечение живописью Де Кирико и знакомство с сочинениями З. Фрейда (1925) оказали решающее воздействие на становление его творческого метода и эстетических воззрений. Приехав в Париж в 1929, Дали примкнул к объединению сюрреалистов. В конце 1920-х сложился его "параноико-критический метод", который художник определил как "спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций". Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности. Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью (Мрачная игра, 1929, Париж, частное собрание). Постоянно повторяются загадочные детали и символы, связанные с событиями личной жизни и интимными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, гниющая плоть, зубы, колющие и режущие инструменты, муравьи и кузнечики (Постоянство памяти, 1931, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля, 1936, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали; Сон, 1937, частное собрание). Мотивы сексуальных извращений, жестокой агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн (Предчувствие гражданской войны, 1936, Филадельфия, Музей искусств; Осенний каннибализм, 1936, Лондон, галерея Тейт; Изобретение монстров, 1937, Чикаго, Институт искусств).

В 1930-х живопись Дали наполняется зрительными парадоксами. Фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование (Метаморфоза Нарцисса, 1937, Лондон, галерея Тейт; Возникновение лица и вазы для фруктов на пляже, 1938, Хартфорд, Коннектикут, Уэдсворт Атенеум; Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера, 1940, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Обращаясь к классическим произведениям, художник перетолковывал их смысл в соответствии с учением Фрейда и собственными представлениями о бессознательном (Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол <Феноменологическая теория "мебели-пищи">, 1934, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали; Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле, 1934—1935, частное собрание).

В 1934 возник конфликт Дали с другими участниками сюрреалистического объединения. В 1939 произошел окончательный разрыв, поскольку сюрреалисты сочли неприемлемыми его политические воззрения (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощенное понимание эстетической программы движения. Порвав отношения с группой А. Бретона, Дали тем не менее продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного искусства обеспечили художнику коммерческий успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всем мире.

В 1948 Дали вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о своей приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистических композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики (Мадонна де Порт-Льигат, 1950, частное собрание; Христос Хуана де ла Круса, 1951, Глазго, Художественная галерея и музей; Тайная вечеря, 1955, Вашингтон, Нац. галерея). В той же манере выполнены полотна на исторические и мифологические темы (Атомная Леда, 1949, Фигерас, Музей Дали; Открытие Америки Христофором Колумбом, 1958—1959, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Моделью для многих из них послужила жена художника Гала (наст. имя Елена Делувина-Дьяконова). Картины 1970-х написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтической живописи (Дикий пейзаж с обнаженными, 1970, частное собрание). В 1973 художник основал на своей родине, в Фигерасе, Музей Дали, в котором жил с 1986 до смерти.

Дали работал во многих областях художественного творчества: в скульптуре, графике, прикладном искусстве, в театре и кино. Его перу принадлежит ряд автобиографических, литературных и теоретических сочинений.

Лит.: Дали С. Дневник одного гения. М., 1991; Рожин А. И. Сальвадор Дали: Миф и реальность. М., 1992; Сальвадор Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. М., 1992; Дали без границ. Выставка произведений. М., 1994; Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М., 1996; Дешарн Р. и Н. Сальвадор Дали. Лозанна, 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. М., 1997.

В. Крючкова

Surrealism news

Сайт создан в системе uCoz