DeVotchka - It wasn’t too long ago that a weary band hauling a violin, a tuba, an accordion, and trumpets into a rock club were told they must be in the wrong place; when a band fusing musical elements from across the globe needed to fight to be considered a rock band instead of being marked by the dubious “world music” tag. A decade ago, DeVotchKa drove an overstuffed tour van onto a very different musical landscape. Ten years later, it seems the world has caught up with them. 

DeVotchKa с проспекта Цицерона
Сергей Чернов, журнал "Креатив&Creativity"

Когда скрипач Том Хейгерман - в то время студент музыкального факультета - впервые услышал группу DeVotchKa, его стошнило.

"Это был мой день рождения - мне тогда исполнился 21 год. Они играли в студенческом баре в Боулдере - это городок в Колорадо с огромным университетом, в котором я учился музыке", - вспоминает Хейдерман, сидя за компьютером у себя дома в Денвере, штат Колорадо, где сейчас базируется вся группа.
"Как раз с 21 года у нас официально можно выпивать, я прошелся по барам и добрался на концерт совершенно пьяным. Кое-как дотянул до конца, выбежал на улицу - и вот тут меня вырвало".
Но через несколько недель скрипка Хейгермана уже звучала на концертах этой группы. И теперь он - один из двух самых старых ее участников, живущий на одной лестнице с основателем коллектива Ником Уратой. По утрам тот заходит к Тому и опустошает его кофейные запасы…

"Может быть, развозя на велосипеде посылки по Манхэттену, я чему-то научился, а может быть, и нет… Хотя если бы Бритни Спирс взяла меня с собой на гастроли, то это было бы здорово: когда я играю на аккордеоне в одних стрингах, я выгляжу просто великолепно!" (Том Хейгерман)

"С музыкой я познакомился благодаря дедушке и бабушке. Дед был сицилиец, а бабушка - цыганка. Летом они устраивали посиделки во дворе - с аккордеоном, выпивкой и танцами. И в них участвовали и играли все, кто был рядом. Я всегда считал, что музыку следует переживать именно так" (Ник Урата)

DeVotchKa - американская группа с русским названием - возникла из смеси несовместимого. Здесь сочетаются американский фолк-панк, еврейская музыка клезмер, цыганские романсы и славянские напевы. Музыкальному пуристу от подобного коктейля может стать дурно, но ценителям нестандартных, веселых "миксов" такая музыка подойдет идеально.
Название для своей группы вокалист, гитарист, трубач и автор песен Ник Урата выудил из "Заводного апельсина" Энтони Берджесса. Смоделированный писателем в 62-м году русскоязычный сленг антигероя Алекса и его дружков (droogs) - кладезь экзотических названий для новых команд: взять, к примеру, группу Moloko. Шайка Алекса преследует в темном переулке до смерти перепуганную, беззащитную devotchk''у, чтобы проделать над ней a little of the old in-out (доброе старое "туда-сюда").
"Это очень важный роман, не только потому, что это просто офигенная книга, но и потому, что Берджесс создал абсолютно новый диалект, который к тому же очень круто звучит, говорит Урата. - Русские слова в нем приправлены мелодикой английского воровского арго. Слово "devotchka" показалось мне самым сексуальным словом в мире".

ДЕВОЧКА ИЗ ЧИКАГО

Поначалу Ник Урата и басист Джон Эллисон играли в чикагской "нормальной" рок-группе The Reejers. Казалось бы, Чикаго - с его продвинутой инди-сценой и развитой музыкальной индустрией - идеальный город, чтобы добиться известности, но The Reejers не ожидали, что столкнутся со столь высокой конкуренцией: прославиться в Чикаго оказалось ненамного легче, чем в Нью-Йорке или в Лос-Анджелесе.
Первым не выдержал Эллисон - он ушел из The Reejers, раздобыл где-то аккордеон и стал наигрывать мелодии у себя дома. Потом выдохся и сам Урата.

В 95-м году неудавшиеся рок-н-ролльщики снимали квартиру на чикагской Cicero Avenue - проспекте Цицерона. Именно здесь находился удивительный квартал, который называют демографической аномалией - гибридом варшавского гетто и Мехико: здесь бок о бок жили латиносы и выходцы из Польши, на углах шкворчала экзотическая еда "kielbasa" и звучали самые разные, привлекательные для ушей Ураты и Эллисона звуки. Урата называет тот район "субконтинентом" и считает, что это место было очень важным для формирования музыки DeVotchK''и: "В основе нашего стиля - поиски музыкальных корней, - говорит Ник. - Район, где мы жили в Чикаго, населяли эмигранты буквально со всего света и мы сталкивались с культурой самых разных этнических групп. Их музыка трогала мне душу. И я не мог не откликнуться в ответ". В итоге - родилась DeVotchKa.
Неудивительно, что сейчас в своих песнях Урата смешивает не только разную музыку, но и разную речь: он запросто может спеть что-то по-итальянски или по-испански. Правда, языков он не знает, но клянется, что всегда сверяется со словарем, прежде чем ввернуть иностранное словечко. ("Как-то так получается, что все тексты все равно оказываются про любовь. Пытаюсь вставлять еще что-то из французского, но пока что выходит довольно дико".)
В Чикаго DeVotchKa начинала с выступлений в метро, куда музыканты таскались как на работу, захватив с собой акустическую гитару, аккордеон и перкуссию.
"В то время у нас не было никаких поклонников вообще, - рассказывает Урата. - Практически все, что мы зарабатывали - это злобные взгляды сумасшедших пассажиров. Для нас это была превосходная тренировка - играть перед враждебной аудиторией. Создавать такие красивые звуки музыки в таком безобразном месте".
Помыкавшись по чикагскому метро, группа перебралась в Денвер. "Этот город - полная противоположность Чикаго, - говорит скрипач и аккордеонист Том Хейгерман. - Здесь относительно легко устроить клубные концерты, в музыкальной среде принято помогать новым группам, есть радиостанция Radio 1190, которая поддерживает местную музыку, но нет лейблов и вообще никакой настоящей музыкальной индустрии, которая могла бы помочь нам перейти на следующий уровень".

LEVEL 2

Достичь этого уровня оказалось не так-то просто. Состав группы постоянно менялся. Сначала в ней играли Джон Эллисон (бас-гитара и аккордеон), Сэм Янг (барабаны), Том Эколз (виолончель), Том Хейгерман (скрипка) и, разумеется, Ник Урарта (гитара и вокал). А потом "Джон ушел учиться на специалиста по слуху (будет чинить нам уши, когда состаримся), его заменил контрабасист Стив Пэнг. Потом ушел и он - сейчас учится акупунктуре в Нью-Йорке, - рассказывает Том Хейгерман. - А я ушел еще до Стива и стал работать курьером в Нью-Йорке - развозил посылки на велосипеде… Затем я вернулся из Нью-Йорка и снова стал играть - еще и на аккордеоне, потому что мне там как раз подвернулся аккордеон"…
Но прошло еще какое-то время, и теперь уже "постоянная" DeVotchKa играет на тех же площадках, что и обычные рок-группы: будь-то Boulder Theater - зал на тысячу зрителей с роялем Steinway (как-то раз они выступали там перед концертом экс-вокалиста The Pogues Шейна Макгоуэна), или совсем уж заштатные, полуподвальные пивнушки.
"На концерты к нам чаще всего приходят или подростки - поклонники инди-рока, или бабушки, - говорит Хейгерман. - Как-то мы играли в довольно известном здесь баре Lions Liar, и после концерта на нас вдруг накинулся с поцелуями пожилой венгр: он был очень тронут - наша музыка чем-то напомнила ему ту, что он слышал в детстве. Это было очень мило и в то же время немного жутковато".
Что же такое играет DeVotchKa? Основатель группы определяет ее стиль как GypsyBilly - что-то вроде "цыганского кантри" или "инди-рока Восточного блока". А скрипач Том Хейгерман с ним не вполне согласен: "Я-то считал, что мы играем просто рок… Хотя я всегда любил клезмер и танго, и на меня очень повлияли все мертвые европейцы XIX века, Астор Пьяцолла, киномузыка, - говорит Том. - Вообще-то я с 9 лет играю на скрипке. И мне кажется, в музыкальной школе очень многому учат, но чтобы играть в такой группе, надо забыть все, чему тебя учили, выпить и играть, исходя из собственного жизненного опыта".
Естественно, что таких странных музыкантов не мог не заметить московский лейбл BAd TaStE, не раз привозивший в Россию лондонское кабаре-трио The Tiger Lillies и эксцентричного сиэтлского барда Джейсона Уэбли. Как раз Уэбли и рассказал участникам группы DeVotchKa про москвичей, интересующихся необычной музыкой. И вот вам, пожалуйста, недавно вышел русский вариант первой пластинки группы - "Supermelodrama" - с новым дизайном. Планируется переиздать и второй альбом коллектива. Кроме того, вероятно, москвичи в этом году услышат команду вживую.
"Самое важное в группе - то, что мы способны принести людям радость и избавление от повседневности, пусть даже и на очень короткое время, - считает Урата. - Мне очень нравится, что музыка приходит к нам естественным образом и что она переносит меня - всегда! - в некое красивое и романтическое место".

Сергей Чернов, журнал "Креатив&Creativity"

На диске SuperMelodrama одолжившаяся названием у Берджеса денверская ("наших" там нет) команда Devotchka практикует два подхода к своей музыке. В менее интересных местах команда играет не очень оригинальную американскую поп-альтернативу. Песни вроде "Hell bus" и "Bead by bead" строятся вокруг последовательностей акустических аккордов, вокалист доводит классическое американское crooning до вершин пронзительного блеяния в стиле группы Леприконсы. Группа использует любимый прием Radiohead и The Cure, создавая контраст между скорбными интонациями вокалиста и, в общем, мажорной музыкой. В рамках жанра "Devotchka" работает неплохо, и все же ничего выдающегося в их версии поп-рока нет.
Основного внимания заслуживают эксперименты группы с клезмером и цыганской музыкой, да и с этникой вообще. Впрочем, "эксперименты" - недостаточно сильное слово; фолка на альбоме немногим меньше, чем рока, и если в одних треках этники нет или почти нет, то, к примеру, два отличных инструментала ("Devotchka", "Death by Blonde") представляют собой почти чистый клезмер, а третий - "Dark Eyes", что в переводе не нуждается. В ряде композиций традиционные рок-подходы сочетаются с кабацкой скрипкой или отвязным аккордеоном - "Jaws of the World", дебютная "Danglin'' Feet", в которую аккордеон и банджо привносят элементы кантри. Ведущая партия скрипки в проигрыше "Sunrise Cicero" выдержана в традициях средиземноморской музыки - Сицилия или Испания, решать слушателю. Цыганский вальс "Tragedy" с обязательным басовым "пум-пум" духовых на заднем плане заставляет вспомнить работы Горана Бреговича для фильмов Кустурицы.
То, что клезмер (а также цыганщина) может хорошо сочетаться с рок-музыкой, секрета не представляет уже давно. На отечественных слушателей с нашим одесским юмором и бессмертным Бубой Касторским этот стиль вообще воздействует на очень глубинном уровне. В этой связи основной упрек "Devothk''e" будет только в том, что фолк-элементы все-таки используются ими недостаточно активно. Они успешно заимствовали немного наигранный дух клезмера, в их музыке грань между надрывом и стебом трудно различима. Однако в большинстве случаев синтеза жанров в рамках одной композиции нет; речь идет скорее о "либо-либо". Композиции у группы недлинные, так что разные стили все равно чередуются достаточно активно, и все же если бы скрипка и аккордеон были еще больше интегрированы в рок, эта странная Devothka наверняка немедленно вышла бы за рамки забавного клубного проекта.

26.09.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)



(0) Ваше мнение >>>


Если вы хотите уточнить или дополнить эту информацию, пожалуйста, пишите по адресу db@zvuki.ru


DEVOTCHKA
«Super Melodrama»
поп+рок

(CD, BAd TaStE, 2003, 40:57)



Эта мелодрама творится в передвижном кабачке из Америки под прыгающие местечковые ритмы с протяжным вокалом, пряным аккордеоном и неожиданно вздымающейся, безумствующей и гордящейся собой скрипкой. Музыка — сплошной «пост»: построк, постклассика, постклезмер. Ноющий романс нет-нет да и сбивается на цыганистую душевность, а к шестому треку «Dark Eyes», который естественно оказывается «Очами черными», эта цыганистость достигает пика, чтобы затем перейти в постпанковскую истеричность, которая тем не менее легко уживается с той музыкой, что зовется народной у всех наций. Такова теперь альтернатива, и понятно, что это лучше, чем бессмысленный опопсевший недопанк. Но когда оказывается, что альтернативный шансон — стиль в общем-то постмодернистский, не очень естественный и отдающий плесенью декаданса — постепенно захватил всю нашу голубую (имеется в виду blues) планету или, по крайней мере, значительную часть ее здоровых мозгов, становится немного страшно — а вдруг и правда рок-н-ролл совсем мертв?..


Александр В. ВОЛКОВ
Stereo&Video Май 2004 №111
http://www.stereo.ru/play_music.php?music_id=560


http://www.mnogomp3.net/mp3/devotchka/ - скачать бесплатно

Flicker photo
MP3 - архив музыки и видео, который можно скачать бесплатно
MP3 online
Lyric
Grammy Awards 2004

Сайт создан в системе uCoz