|
Dogma 95 films
| |
|
Lone Scherfig
|
Italian for Beginners (2000)
|
Italian for Beginners
|
Italian for Beginners
|
Italian for Beginners
|
Italian for Beginners
|
Italian for Beginners
|
|
Клянусь в дальнейшем как режиссер отказаться от личных вкусов. Я более не художник! Клянусь отказаться от творческой работы, так как я считаю мгновение важнее целого. Моя главная задача – показать правду моих героев и ситуаций. Клянусь делать это всеми возможными способами и ценой хорошего вкуса и эстетических норм.
Так я приношу мою КЛЯТВУ ВЕРНОСТИ.
Копенгаген, понедельник, 13 марта 1995.
"Догма 95" - это коллектив кинорежиссеров, созданный весной 1995 года в Копенгагене.
"Догма 95" имеет целью оппонировать "определенным тенденциям" в сегодняшнем кино.
"Догма 95" - это акция спасения!
В 1960 году были поставлены все точки над i. Кино умерло и взывало к воскресению. Цель была правильной, но средства никуда не годились. "Новая волна" оказалась всего лишь легкой рябью; волна омыла прибрежный песок и откатилась. Под лозунгами свободы и авторства родился ряд значительных работ, но они не смогли радикально изменить обстановку. Эти работы были похожи на самих режиссеров, которые пришли, чтобы урвать себе кусок. Волна была не сильнее, чем люди, стоявшие за ней. Антибуржуазное кино превратилось в буржуазное, потому что основывалось на теориях буржуазного восприятия искусства. Концепция авторства с самого начала была отрыжкой буржуазного романтизма и потому она была... фальшивой!
Согласно "Догме 95" кино не личностное дело! Сегодняшнее буйство технологического натиска приведет к экстремальной демократизации кино. Впервые кино может делать любой. Но чем более доступным становится средство массовой коммуникации, тем более важную роль играет его авангард. Не случайно термин "авангард" имеет военную коннотацию. Дисциплина - вот наш ответ; надо одеть наши фильмы в униформу, потому что индивидуальный фильм - фильм упадочный по определению!
"Догма 95" выступает против индивидуального фильма, выдвигая набор неоспоримых правил, известных как обет целомудрия.
В 1960 году были поставлены все точки над i! Кино замордовали красотой до полусмерти и с тех пор успешно продолжали мордовать.
"Высшая" цель режиссеров-декадентов - обман публики. Неужто это и есть предмет нашей гордости? Неужто к этому-то итогу и подвели нас пресловутые "сто лет"? Внушать иллюзии с помощью эмоций? С помощью личностного свободного выбора художника - в пользу трюкачества?
Предсказуемость (иначе называемая драматургией) - вот золотой телец, вокруг которого мы пляшем. Если у персонажей есть своя внутренняя жизнь, сюжет считается слишком сложным и не принадлежащим "высокому искусству". Как никогда раньше приветствуются поверхностная игра и поверхностное кино.
Результат - оскудение. Иллюзия чувств, иллюзия любви. Согласно "Догме 95" кино - это не иллюзия! Натиск технологии приводит сегодня к возведению лакировки в ранг Божественного. С помощью новых технологий любой желающий в любой момент может уничтожить последние следы правды в смертельном объятии сенсационности. Благодаря иллюзии кино может скрыть все.
"Догма 95" выступает против иллюзии в кино, выдвигая набор неоспоримых правил, известных как обет целомудрия.
Обет целомудрия
Клянусь следовать следующим правилам, выведенным и утвержденным "Догмой 95".
1. Съемки должны производиться на натуре. Нельзя привозить никакого реквизита и бутафории.
(Если какой-либо необходимый предмет в данном месте отсутствует, следует найти другую площадку.)
2. Звук никогда не должен записываться отдельно от изображения и наоборот.
(Музыку использовать не следует, за исключением случаев, когда она возникает помимо вас - просто звучит на выбранной натуре.)
3. Камера должна быть ручной. Допускается любое движение или отсутствие движения руки.
(Следует не фильм снимать там, где установлена камера, а устанавливать камеру там, где снимается фильм.)
4. Фильм должен быть цветным. Искусственное освещение не допускается.
(Если света недостаточно, следует обрезать сцену или добавить одну лампочку к камере.)
5. Комбинированные съемки и фильтры запрещены.
6. Фильм не должен содержать внешнее действие, экшн.
(Убийства, оружие и т.п. исключаются.)
7. Временное и географическое отстранение запрещается.
(Фильм имеет место здесь и теперь.)
8. Жанровое кино неприемлемо.
9. Формат фильма должен быть Academy 35 mm.
10. Имя режиссера не должно фигурировать в титрах.
Отныне клянусь в качестве режиссера воздерживаться от проявлений личного вкуса! Клянусь воздерживаться от создания "произведений", поскольку мгновение ценнее вечности. Моя высшая цель - выжать правду из моих персонажей и обстоятельств. Клянусь исполнять эти правила всеми доступными средствами, не стесняясь соображений хорошего вкуса и каких бы то ни было эстетических концепций.
Сим подтверждаю мой обет целомудрия.
Копенгаген, понедельник 13 марта 1995 года
От имени "Догмы 95":
Ларс фон Триер
Томас Винтерберг
Italian for Beginners (Lone Scherfig)
Director Scherfig is the first woman to use the strict Dogma 95 filmmaking rules (hand-held cameras, natural light, live music, no studios scenes, no costumes, and no special effects) of her Danish colleagues. She''s also the first to try to do a romantic comedy in the Dogma style, and she pulls it off nicely. Her tale brings together six quirky lonelyhearts: Andreas (Berthlesen), newly widowed minister; Hall-Finn (Kaalund), a soccer-obsessed restaurant manager; his best friend Jorgen (Gantzler), who''s convinced he''s impotent; Olympia (Stovelbaek), who likes Andreas and cares for her abusive, ill father; Karen (Jorgensen) who cuts Hal-Finn''s hair and cares for her alcoholic shrew of a mother; and Giulia (Jensen), an Italian waitress with a crush on Jorgen, in a Conversational Italian class. The seemingly lightweight plot is anchored by insight into everyday misery and hurt amid the giddy matchmaking and likeable characters
Dogme territory (that''s Dogme ''95) is unearthed again in Danish TV director Lone Scherfig''s Italian For Beginners, but not following the same somber, painful path of its predecessors The Idiots (Lars von Trier) or The Celebration (Thomas Vinterberg). Here, we''re introduced to a half-dozen lonely, issue-laden thirty-somethings, who retreat to a beginner''s Italian class at the local community centre to escape the din of their painful, but humdrum lives. Living in the same small town they are all inter-connected: There''s the new town pastor Andreas (Anders W. Berthelsen) residing at the hotel where the impotent hotel clerk Jorgen Mortensen (Peter Gantzler), the grouchy restaurant manager Hal-Finn (Lars Kaalund) and the Italian waitress Giulia (Sara Indrio Jensen) all work. They get haircuts at Karen''s (Ann Eleonora Jorgensen) hair salon and frequent the bakery where Olympia (Anette Stovelbaek) doles out pastries. The film is essentially a sweet romantic comedy, punctuated by moments of real tragedy in the lives of six disparate characters in search of love. Stripped of all the conventional filmmaking frills (as stipulated by the Dogme creed), writer/director Scherfig exposes the emotional nuances of her un-Hollywood cast, and although this doesn''t quite measure up in dramatic heights to other Dogme offerings, it isn''t meant to. Think American-style romantic-comedy, with added emotional timbre, and you get it: Italian for Beginners is Dogme light, with no bitter aftertaste.
Readers of this space will know what a Dogma film is, a product of that Danish movement launched by Lars von Trier in which stark naturalism is favoured over shallow artifice. But unlike some of the more sober examples of the school, Italian for Beginners is a rousing comedy, full of charm and likeable if incompetent characters. The story centres on the locale itself, a suburb of Copenhagen where the services of a sports facility, a restaurant, a hair salon, and a church continually converge. The hair salon is sometimes the epicenter, where everyone comes to chat and trade gossip, get shaved and trimmed, meet others, and fall in love. It''s all Pastor Andreas can do to keep everyone straight and happy, as his daily duties demand. Naturally, the restaurant sees the locals come and go for all the same reasons. The delightful Italian waitress plays her ethnically different part, inspiring the natives to appreciate a more liberated sensual life, steal beauty, and visit Venice. The results of this cross-character and cross-cultural pollination is a highly affectionate study of the possibilities of desire and friendship in a narrowly circumscribed world. The sheer cheeriness of this comic vision is bound to banish the dark dreariness of a Halloween night. Come dressed as a Dane.
DOGMA 95
Danish Cinema and Dogma-95
Italiensk for begyndere
What about the visual treatment ideas that have emerged from Dogme?
Догма 95 - МАНИФЕСТ |