Donovan Leitch  

Meet Donovan, Los Angeles, at Towar Record, 11.28.05, Sunset Strip

2006, Los Angeles

a poem with no name
red
bled the sea
with sunset
orange
slid out
on its pastel skin
blue
through the eye
was cool
cloud
hustled
bult up huge
a twist of tangerine harlequin
zapped across the night



sea mind
sea mind
is
a wind tossed
balloon
as spring sun
quickens on
the grass blades
by the sand bank


white snowshoe
white snowshoe
hares
dab the blue snow
softly
in the pines
toward some
great thinkin''

a terracotta love poem
velvet killed
its colour blue
for reds an browns
upon your
beautiful arms
an i can see you
shimmerin
like a precious stone
playin in the lights
of your eyes
i can soak my mouth
upon the ends of the
towrin cage of your hair


Precious little
Precious little
Do we
Drink the sun
Kiss the rain
Whisper to the wind
Precious little
Do we
Think with our hearts
And not with our minds
Please teach our children
The real scene
Don''t let them find out
That good can be bad
And bad can be good.

Замечательный шотландский музыкант, поэт, композитор, певец, гитарист и исполнитель на губной гармонике Донован (Donovan, ур. Philip Donovan Leitch) родился 10 мая 1946 года в Глазго, в рабочем районе Горбалс, известном своими грубыми нравами, но в 1956 году он вместе с семьей переехал в Хэтфилд. К этому времени мальчик по примеру отца увлекся поэзией и уже тогда попробовал сочинять свои собственные стихи. Вскоре в его жизнь вошел рок-н-ролл, и кумирами Донована стали Бадди Холли (Buddy Holly) и EVERLY BROTHERS. Музыкальные вкусы несколько изменились, в начале 60-х годов его, и, после знакомства с творчеством Вуди Гатри (Woody Guthrie) и Джоан Баэз (Joan Baez), он обнаружил в себе тягу к фолк-музыке. Следует заметить, что музыка и собственное творчество явились для него компенсацией за тяжелые и весьма продолжительные последствия полиомиелита, из-за которых он не мог ни заниматься спортом, ни играть со своими сверстниками. Он создавал в фантазиях свой собственный мир - и с ним отправился к людям. Это произошло, когда ему исполнилось 16 лет - Донован автостопом отправился по Англии, изъездив ее вдоль и поперек. Какое-то время он проучился в художественной школе, где Донован познакомился с английскими битниками. И позднее интеллектуальные способы выражения продолжали притягивать его - по собственному признанию, Донован среди своих талантов музыкальный считал далеко не самым главным.

Он стал битником в те времена, когда на британской музыкальной сцене рождался местный белый ритм-энд-блюз. С одной из групп, исповедовавшей этот жанр без особой славы, но с большим энтузиазмом, Донован познакомился в своих странствиях. Он отправился с ансамблем на юг Англии, играя во различных прибрежных пабах. Когда хотели сделать перерыв, на сцену посылали Донована. Менеджер группы, находясь, видимо, под впечатлением от пения Донована, послал его в 1964 году на первые записи в лондонскую студию Pye. Пробные записи там понравились и Донована пригласили на популярную телепрограмму "Ready, Steady, Go!", которую тогда вел Алкон Аллен. Он послушал певца и представил Донована публике следующим образом: "Вы знаете, как Боб Дилан завоевал Штаты; этот парень, видимо, сделает то же с Европой". Это сравнение с Диланом надолго стало настоящим проклятием Донована. Эту кличку подхватили и обозреватели в прессе. Действительно, некоторое сходство с Диланом бросалось в глаза: голубая хлопчатобумажная кепка, игра на губной гармошке, носовые интонации в голосе и, самое главное, желание изменить мир песнями.

Донован быстро привлек внимание публики. Его первый сингл "Catch The Wind" занял в апреле 1965 года в британских списках 6-е место, а следующий - "Colours" - в июле был уже 5-м. После его выхода Донован впервые отправился в Америку, где с успехом выступил на легендарном фолк-фестивале 1965 года в Нью-Порте, на котором Боба Дилана освистали за использование электрогитар. Сингл "Universal Soldier" с титульной песней активистки антивоенного движения Баффи Сент-Мэри, посланный на дом английским политикам и военным, в августе того же 1965 года также оказался в первой дюжине британского хит-парада.

Популярность Донована росла, и вскоре его пригласили сняться в документальном фильме "Don''t Look Back", а затем и выступить в Карнеги-холл и на других концертных площадках США. В то время залы на его американских концертах заполнялись лишь на треть. Критика отмечала своеобразие некоторых песен, но в целом творчество музыканта казалось ей лишь очередной имитацией Дилана. Вскоре Доновану удалось привлечь к сотрудничеству первоклассных музыкантов, с которыми он часто встречался: гитаристов Джимми Пэйджа (Jimmy Page) и Джеффа Бека (Jeff Beck), а также мультиинструменталиста Джона Камерона (John Camerone). Именно с ним и с одним из самых многоопытных продюсеров английской поп-музыки Мики Моустом (Mickie Most) были созданы, пожалуй, самые существенные записи в творческой карьере Донована. Попав в руки Моуста, певец объявил: "Я больше не буду петь о том, что ненавижу, а только о том, что люблю". А любил он детей и старые предания, живую природу, магическое и мистическое, Солнце, Землю и звезды. За короткое время Доновану удалось создать в океане музыки свой загадочный остров, полный мира, любви и ежедневных чудес природы, где менестрельский голос - тонкое, хрупкое, иногда однотонное вибрато - в сопровождении флейт, цимбал, челесты, клавесина и других инструментов, - в искусно выстроенных текстах с богатыми внутренними рифмами рассказывал об утонувшей Атлантиде, королеве Гиневре, поэтах и добродушных шарманщиках, которые бродят по проселочным дорогам.

Тем временем, английская фирма звукозаписи Pye Records в 1965 году выпустила два альбома Донована "What''s Bin Did And What''s Bin Hid", "Fairytale" и несколько EP. В Америке же на фолковом лейбле Hickory вышел всего лишь один диск музыканта - "Catch The Wind". Хитроумные американцы ждали, пока деньги "дозреют", когда же станет выгодно, они выпустят ранний акустический материал Донована аж на четырех долгоиграющих пластинках. А Донован, вернувшись из Соединенных Штатов домой, оказался в атмосфере новой субкультуры. За это время психоделический рок стал основополагающим стилем в музыке, заняв важное место в творчестве огромного количества групп и музыкантов. И Донован стал страстным приверженцем новых средств расширения сознания. Психоделики полностью изменили образный ряд поэзии Донована. Они подвигнули его на эксперименты с песенной формой и со звуком. Добавились ритм-секция, разнообразные клавишные инструменты, духовые, струнные. Возникновению нового звучания способствовал, конечно, и его продюсер - удачливый Микки Моуст.

В декабре 1966 года лейбл Pye выпустил в Британии сингл Донована "Sunshine Superman", который первоначально назывался "For John And Paul" и впервые прозвучал в программе BBC “A Whole Scene Going”, а в феврале 1967 года вслед за ним последовал сингл "Mellow Yellow", в записи которого певцу помогали Джон Пол Джонс (John Paul Jones), сделавший его аранжировку, и Пол Маккартни (Paul McCartney), немного подпевший Доновану. Англия встретила электрифицированного, перешедшего от фолка к психоделике Донована с распростертыми объятьями - оба сингла попали в верхнюю десятку и стали "золотыми", а их автор стал восприниматься как пророк "лета любви". Успех "Sunshine Superman" и "Mellow Yellow" подготовил триумфальное шествие Донована по Америке. Теперь на его концерты собиралась богемная публика - "бруклинские девочки в длинных антикварных юбках и мальчики из Бронкса, одетые в бархат". Донован выходил на сцену, утопающую в цветах и фимиаме благовоний. Донован в белой робе до пят. Боа из страусовых перьев. Донован, увитый бусами, колокольчиками, бубенчиками и разными фенечками. В то время Доновану исполнилось всего лишь двадцать лет...

Изданный в том же 1967 году долгоиграющий альбом "Mellow Yellow" включал в себя несколько атмосферных песен о "свингующем Лондоне" - "Young Girl Blues", "Sunny South Kensington" и "Hampstead Incident", а также две композиции, написанные в дороге: греческую "Writer In The Sun" и мексиканскую "Sand And Foam". "Mellow Yellow" - чисто британское явление культуры. По своему мелодизму, отточенности и разнообразию музыкального материала эта пластинка вполне сопоставима с поздним периодом творчества BEATLES. Здесь Донован утвердил формулу своих альбомов, включавшую в себя темповые "боевики", баллады, лирические и "экзотические" песни.

В 1967 году большим успехом также пользовался сингл Донована с песней "There Is a Mountain", а его двойник "A Gift From A Flower To A Garden", выпущенный в январе 1967 года - в разгар "власти цветов", вместе с битловским "Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band", стал ее символом. Об этом сете из двух пластинок под названием "A Gift From A Flower To A Garden" New Musical Express писал так: "…прелестная подборка сонетов и песен, каждая из которых принадлежит перу Донована, за исключением вклада, который внес именитый Уильям Шекспир. Все очень просто, очень честно и очень эффектно!" Первая пластинка, "Wear Your Love Like Heaven", в записи которой принимал участие Джек Брюс (Jack Bruce), отличалась особой даже для Донована самоуглубленностью и отстраненностью. Вторая пластинка - "For Little Ones", была чисто акустической. Именно концепция и звук этого "детского" альбома вдохновит Донована в 1971 году на создание своего шедевра - альбома "H.M.S. Donovan".

К 1968 году Донован занял любопытное положение в умах соотечественников, будучи одновременно одним их постоянных лидеров популярных чартов и культовой фигурой андерграунда. Он регулярно появлялся на передаче Джона Пила “Top Gear”, вместе с BEATLES он пел "All You Need Is Love" в транслируемой на весь мир телепередаче “Our World” и исследовал глубины трансцендентальной медитации. Тем не менее, в тот период многие критики не без основания упрекали Донована в ребячестве, наивности, упадничестве и вообще в потере чувства времени, безуспешно искали в его песнях глубокий психологизм, широкие жизненные впечатления и элементы настоящего музыкального развития. Некоторые же обвиняли Донована в излишнем увлечении восточным мистицизмом и буквальном цитировании в своих вещах фрагментов индийских раг, но музыкант не скрывал, что следует по стопам BEATLES, а новые идеи, по его мнению, следовало искать только на Востоке и, в частности, в Индии. Но нельзя оставаться глухим и к достоинствам, которых не утратили песни Донована. "Когда-нибудь придут плохие времена", - сказал он однажды, - "но всегда объявится шарманщик, который поможет людям забыть о старости и почувствовать себя счастливым". Интересно, что из многих знаменитых песенников 60-х годов именно Донован и оказался тем самым шарманщиком. Вместе с BEATLES в 1968 году он ездил в Индию к Махариши.

В 1968-1969 годах фирма Epic выпустила еще два альбома музыканта - "Hurdy Gurdy Man" и "Barabajagal", для записи которых Донован пригласил модных студийных музыкантов. Так, например, на альбоме "Hurdy Gurdy Man" (1968), ставшим апофеозом музыкальной карьеры Донована, можно услышать пару песен с участием Аллана Холдсуорта (Allan Holdsworth), а на мощном заглавном треке партия аккомпанемента прнадлежит будущим участникам LED ZEPPELIN - Джимми Пэйджу (Jimmy Page), Джону Бонэму (John Bonham) и Джону Полу Джонсу (John Paul Johnes). В записи альбома "Barabajagal" принимал участие Джефф Бек (Jeff Beck) и музыканты из его группы - JEFF BECK GROUP. И хотя оба этих замечательных альбома отличаются изобретательностью, в хит-парадах они заняли не столь высокие места, как предыдущие записи музыканта - мода на Донована заканчивалась. И тогда Донован сделал решительный шаг - он расстался с Микки Моустом. Теперь фирменный "звук Донована" будет определять он сам. Об очередном перерождении музыканта, теперь уже в "сердитого кельта", возвестил миру его альбом 1970 года "Open Road". Никаких духовых, никаких симфонических "подкладок". Только суровые акустические гитары, суровые электрические гитары и благородный орган. Конверт пластинки был выдержан в оранжево-зеленых тонах: такова цветовая гамма ирландского флага. Это указывало на сохраняющуюся приверженность Донована кельтским корням. Ведь после вторжения англосаксов кельты сохраняли свои позиции в Ирландии, Шотландии, Уэльсе и Бретани. Широкими мазками Доновану удалось создать на этом альбоме мрачноватую, "этническую" звуковую картину. "Кельтский рок" (“Celtic Rock”) - так называется центральная композиция на "Open Road".

Но почти сразу же после этого, по различного рода причинам (главной из которых оказалась жесткость британского налогового управления) музыкант оставил шоу-бизнес. Донован целый год жил дома вместе с женой на своей ферме в Ирландии, безуспешно пытаясь заинтересовать различные фирмы. Его звукозаписывающая деятельность практически прекратилась и ограничилась сочинением звуковых дорожек к фильмам "Гаммельнский крысолов", "Св.Франциск Ассизский" Франко Дзеффирелли и др. Именно тут, на идиллических просторах древней земли Эйре произошло превращение Донована из "сердитого" в "задумчивого". За это время его музыкальные эксперименты с кельтским роком были подхвачены и превзойдены Аланом Стивеллом (Alan Stivell), а сценическую манеру с блеском переняли INCREDIBLE STRING BAND. Из Ирландии Донован вернулся с готовой фонограммой музыки к фильму "If It''s Tuesday This Must Be Belgium", а к собственной звукозаписывающей деятельности Донован вновь приступил в 1971 году, выпустив альбом "H.M.S. Donovan", излучающий какую-то спокойную уверенность. Более половины песен на этом альбоме были сочинены самим Донованом, причем их поэтический уровень не уступал лучшим классическим образцам. Особо следует отметить величавую, фантасмагорическую "The Voyage Of The Moon" и "Lord Of The Reedy River" с тонкой аллюзией на древнегреческий миф о любви Зевса к Леде, дочери Океана. Выше всяческих похвал было и мастерство Донована-гитариста. В аккомпанементе песен альбома слышны неожиданные обертона инструмента и красивые гармонические обращения. В общем, Доновану удалось не только записать свой очередной шедевр, но и создать нечто выходящее далеко за субкультурные рамки рок-музыки. К сожалению, альбом "H.M.S. Donovan" имел скромный успех - "экологическим" хитом в Америке стала лишь прелестная песня "Celia of the Seals", об эскимосской богине-покровительнице тюленей. Концертная же деятельность музыканта осталась спорадической.

Discography
Poems
Text
Donovan on Video

Сайт создан в системе uCoz