Лев Кулешов - Lev Kuleshov  

Необычайные приключения

мистера Веста

в стране большевиков

Лев Кулешов

Лев Кулешов

Mr.West

Великий утешитель 1933 (эскиз)

По закону 1926

«Мы делаем картины - Лев Кулешов сделал кинематографию» - так писали о своем Учителе знаменитые «выпускники» прославленной мастерской-Первой государственной школы кинематографии - будущего ВГИКа (Пудовкин, Барнет, Оболенский, Комаров, Фогель).

Имя Кулешова, авторa передовых монтажных идей, было признано первым большим именем советского кино.

Литературными увлечениями «кулешовцев» в то время были американские авторы - Джек Лондон, О`Генри, Вашингтон Ирвинг. На страницах этих книг их привлекали романтика приключений, борьба, сильные люди, благородные характеры, мелодраматические ситуации. Отрывки из любимых произведений они использовали для учебных этюдов. Но и кинематографу «мастерская Кулешова» училась на американских вестернах и на фильмах Дэвида Гриффита. Они казались образцами киновыразительности, динамичности и других достоинств. Свой собственный монтаж мелко нарезанных кусков пленки Кулешов называл «американским», в то время как весь мир впоследствии называл его «русским».Для фильмов Кулешова характерна напряжённость сюжета, остро очерченный рисунок ролей, высокая изобразительная культура.

«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924)- героем первого нашумевшего фильма мастерской, построенного как пародия на приемы американских кинолент, был мистер Вест - обыватель из Америки, путешествующий по Советской России.

Здесь здоровая и веселая зависть представителя молодой кинематографии к занимательной, живой и разнообразной мифологии Голливуда, а с другой — не менее здоровое высокомерие человека, ощущающего себя частью передового, революционного социума, по отношению к наивным, ничего в жизни не понимающим американцам. И психологически, и эстетически игра идет на равных; Кулешов, живущий в нищей России, едва оклемавшейся в 1924 году после социального коллапса, с искренней снисходительностью относится к американскому сенатору, который прибыл к «белым медведям» и не догадывается о великом потенциале «страны чудес», в которой он очутился. В финале сенатор принимает правила игры, приходит в полный восторг и телеграфирует жене, чтобы она повесила в доме портрет Ленина . Ну точно Герберт Уэлс с его "Россией во мгле".

Dерзость, с которой Кулешов две трети фильма демонстрирует кошмары и ужасы послереволюционной действительности - oн слишком долго прячет в рукаве те козыри, которыми в итоге побивает страх и недоверие наивного американца к Советам и переводит его в стан наших союзников. Зритель, который не догадывается, куда клонит режиссер, думает: ну, ничего себе антисоветчина! И такое было возможно b 1924-m! Молодая Республика Советов предстает в фильме как страна бандитской диктатуры. Возможно, в откровенно негативном портретировании тогдашней России проецировались подсознательные ощущения самого Кулешова, чей революционный выбор не был прост и однозначен. Бессмертные строчки «у советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока» озарили поэта много позже. В фильме 1924 года, где доверчивому Весту морочит голову банда мошенников, как бы искаженная картина реальности, которую они преподносят герою, опасно, как две капли воды, напоминает саму реальность.

///А в «Русском сувенире», снятом в 1960 году, где реанимируется тот же сюжет «приключений» наивных, оболваненных американцев в «стране чудес», доверчивые советские люди открывают зомбированным пропагандой заокеанским путешественникам все двери и, конечно, всю душу. А на экране упоительная, циничная туфта!

Нескрываемая привязанность к американскому кино при явно пародийной интонации, вольная игра с идеологией, которую принимаешь при этом всей душой, молодость, жажда творчества, свобода — все это родовые черты «Мистера Веста» (которые потом в антиамериканских картинах CCCP напрочь были утрачены). Никогда больше CCCP не способны были отнестись к Америке так любовно, так свободно, так весело и играючи, как это сделал Кулешов в 1924 году. Потом все решительно изменилось (После «великого перелома», когда российский государственный молох начал активно и целенаправленно пожирать своих подданных, реальная Америка, включая и американское кино, стала для CCCP опасна. Ее, реальную, заслонил «железный занавес», который был склепан столь крепко и столь надежно, что мы в какой-то момент вообще утратили представление, какая эта самая Америка. Если она и возникала на экранах, то как абсолютно вымышленная страна, где, как в фильме «Серебристая пыль» (1953) ученые-монстры — прямые наследники фашистов - ставили опыты над живыми людьми, невзирая на слабые протесты демократической общественности — честных пролетариев и негров в клетчатых рубашках. В общем, Америка была скорее пространством научной фантастики... - Н. Сиривля/// -
Антиамериканизм -пространство идеологического фэнтези - http://www.kinoart.ru/magazine/10-2003/now/antiamer/






«Американская тема» звучала и в последующих постановках Кулешова - в авантюрно-детективной мелодраме «ЛУЧ СМЕРТИ» и в выдающейся экранизации рассказа Джека Лондона «ПО ЗАКОНУ».

Его первый звуковой фильм «ГОРИЗОНТ» о еврейском парне, эмигрировавшем за океан, потерпел полное фиаско. Но следующая картина - «ВЕЛИКИЙ УТЕШИТЕЛЬ» - стала уникальным произведением советского кино тридцатых годов, художественная ценность которого не была понята современниками, хотя финал - восстание в тюрьме и бунт героини - был вполне в духе своего времени.

Сюжет фильма Кулешов и его друг кинодраматург Курс построили на подлинных фактах биографии О`Генри (названного ими великим утешителем американских обывателей) и сюжетах двух его новелл: реальная жизнь преображалась красивым вымыслом, но в итоге становилась от этого сравнения еще более жестокой. Авторы ставили вопрос: что нужно людям - «низкая истина» или «возвышающий обман»? Как соотносятся правда и вымысел? Что лучше - беспощадный трезвый взгляд или утешительство?

Фильм -пo методу предварительных репетиций, но авторам не удалось достичь художественного равновесия всех составляющих сложной картины, в которой реалистические приемы, переходящие порой в грубую павильонную съемку, соседствовали с тонкой изобретательной стилизацией. Многое из задуманного не удалось реализовать из-за звука, поскольку актеры мастерской Кулешова, в том числе и великая Александра Хохлова, органично вписанные в эпоху «немого кино», чувствовали себя статичными и беспомощными перед новой аппаратурой. «Старый» монтажный кинематограф выглядел в новых звуковых условиях неестественно и даже порой был похож на своего вечного врага - на театр.

Cвой последний фильм он снял в 1943 году. Целое десятилетие неудач подсказало режиссеру иной путь - педагогический, которому он посвятил большую часть своей творческой жизни.


Лев Владимирович Кулешов родился 1(13) января 1899 года в Тамбове, умер 29 марта 1970 года в Москве.

В кино начал работать как художник (с 1916). Один из пионеров советского киноискусства, сыграл большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии кино языка, монтажа, технологии съёмок.

Руководил документальными съёмками на фронтах Гражданской войны 1918—20. Поставил агитфильм «На красном фронте» (1920).

В 1919 организовал учебную мастерскую в Госкиношколе. Среди его учеников — В. И. Пудовкин, Б. В. Барнет, А. С. Хохлова, С. П. Комаров и др.

К числу наиболее значительных фильмов Кулешова относятся: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926, по рассказу Дж. Лондона «Неожиданное»), «Великий утешитель» (1933, по мотивам биографии О. Генри).

Для фильмов Кулешова характерна напряжённость сюжета, остро очерченный рисунок ролей, высокая изобразительная культура.

С 1944 занимался главным образом педагогической работой во ВГИКе (профессор с 1939, руководил режиссёрской мастерской).

Кулешов — автор исследований по теории и практике киноискусства, в том числе книги «Основы кинорежиссуры» (1941), переведённой на многие языки.

http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/kuleshov/index.html

Вгиковская тетрадь: эпоха не только пресловутого соцреализма, но и соцромантизма - http://www.kinoart.ru/magazine/03-2004/publications0403/vgik0403

Режисcерские работы
Wiki
Lev Kuleshov and russian cinema
Художники театра и кино
Russian mainstream

Сайт создан в системе uCoz