Lumiere Brothers  

Москва, Тверская

Призрак Оперы на экране

Летом 1922 года президент кинокомпании "Юниверсал Пикчерс" Карл Леммль приехал в Париж и встретился с Гастоном Леру, написавшим к тому времени несколько сценариев для фильмов по своим произведениям, и в разговоре поделился с ним своими впечатлениями от вида парижской Гранд Опера, потрясшей его воображение. Леру, почувствовавший возможности момента, подсунул ему экземпляр "Призрака Оперы" - почитать на сон грядущий. В результате Леммль не спал всю ночь, пока не прочел всю историю, и наутро пришел к заключению, что её необходимо экранизировать. Однако, сделать это он счел более выгодным по финансовым соображениям на студии в Калифорнии, где уже прошли съемки фильма "Собор Парижской Богоматери", и высились ещё масштабные декорации собора.

В том фильме снялся Лон Чейни (Lon Chaney) - звезда немого кино, "человек с тысячью лиц", как его называли, мастерски перевоплощавшийся с помощью грима, который он сам придумывал и осуществлял, и умевший даже в обличье чудовища снискать симпатию зрителей, вне зависимости от происходящего на экране.


Чтобы заполучить его для нового фильма, Леммлю пришлось провести непростые и дорогостоящие переговоры со своим заклятым врагом, президентом MGM Луисом Майером, но всё получилось, и на сценической площадке № 28 студии "Юниверсал" началось возведение здания Оперы, впервые при этом использовался стальной каркас для деревянных декораций.

Раз сооруженные, декорации так и остались стоять, они принимали участие в съемках многих фильмов, требовавших размещения большой аудитории, включая версию "Призрака Оперы" 1943 года, и сейчас включены в туристический Юниверсал Студия Тур - экскурсию по студии. Декорации получились грандиозные.

Крыша Оперы с фигурой Аполлона была воспроизведена в своём реальном размере, звездное небо получалось путем съемки через рисунок на стекле, помещенном перед камерой, величественная лестница, на которой появлялся Призрак в костюме Красной Смерти, сделала этот эпизод одним из самых впечатляющих в фильме. Под полом студии был построен резервуар с водой для съемок сцен на подземном озере.

Леммль особенно настаивал на том, чтобы декорации полностью соответствовали интерьерам Гранд Опера. С этим отлично справились Шиили и Карре. Если первый в точности воспроизводил архитектурные чертежи Оперы и её технические особенности, то второй привнёс в декорации истинную и неуловимую атмосферу грандиозного театрального здания. Интересно, что Карре в своих воспоминаниях подчеркнул, что "Призрак Оперы" Гастона Леру был одной из его самых любимых книг.

Съемки начались 29 октября 1924 года, режиссером фильма стал новозеландец-эмигрант Руперт Джулиан.

Особое внимание стоит обратить на сценарий фильма. Сценарий переписывался 5 раз и разными сценаристами. Каждый из вариантов сценария заслуживает подробного разбора, поскольку в них встречаются совершенно неожиданные и забавные повороты сюжета по отношению к тексту романа Леру.

От первого и второго варианта сценария, носившего рабочее название "The Phantom Swordsman" (что-то вроде "Призрак-Меченосец"), в котором упор был сделан на историко-героических сюжетных обстоятельствах, и в котором Эрик становился мстителем-предводителем по кличке "Бич Божий" или "Каратель", к сценарию, который воплотился на экране, хотя по пути к окончательному варианту из уже готовой ленты были вырезаны многие кадры. К счастью, они частично сохранились.

В подробностях об этом вы можете узнать и посмотреть кадры из всех версий на страничке http://fandrom.narod.ru/lon_chaney.html

First Films
Lumiere Brothers
Wiki
The birth of folm in 1895
Pioneers

Сайт создан в системе uCoz