Пьер Паоло Пазолини /Pier Paolo Pasolini/  

Смелость художника
Пьер Паоло Пазолини был странным человеком. Он был коммунистом. Был гомосексуалистом. Он ценил Маркса, и ценил Фрейда. Он не был верующим, но снял «Евангелие от Матфея» и планировал снять «Святого Павла». Он поддерживал революцию 1968, но скептически, и даже, отрицательно, относился ко всем «длинноволосым». Он считал Эзенштейна слабым режиссером, способным лишь на редкие, гениальные сцены, но, зато — революционером. Он неизменно характеризовал фильмы Фелинни как чудесные, но его самого называл «послушным мальчиком».

Пазолини был странным режиссером. В то время как Фелинни и Висконти «уставали» от итальянского неореализма 50-х и становились все более гладкими, обтекаемыми и всеядными, Пазолини, наоборот, наращивал мощь своих творений. Когда прочие сглаживали, он бичевал. Когда другие тонули в микроскопических деталях, забывая, что же собственно они хотели сказать, Пазолини рисовал концептуальные полотна крупными мазками.

Пазолини первым стал строить кадр в композиции художников ренессанса. В этом смысле, Тарковский и поздний Куросава целиком вышли из Пазолини.

Пазолини не только снимал фильмы. С марта по май 1971 он являлся ответственным редактором еженедельника «Лота Континуа» — издания одноименной ультралевой группы (в связи с чем против него в феврале 1973 был возбужден судебный процесс). Пазолини заявлял:

Чтобы добиться хоть немногого, нужно хотеть слишком многого. Только экстремистские шаги и позволяют двигаться вперед.

Он всегда был изгоем, непостижимым человеком для буржуазного мира. И удивительный шедевр Пазолини под наименованием «Сало» тоже кажется непостижимым.



Сало» настолько переходит все границы, что привыкшим злословить обо мне придется выражаться по-иному… Я сейчас готов к самому ужасному.

Некоторое время я буду снимать примерно вот такие фильмы. Я не могу снять современный реалистический фильм… это означало бы вернуться вспять на целый век, даже если речь шла бы о наших днях.

Я бы назвал «Сало» мистерией, средневековой мистерией — священным и весьма загадочным действом. «Сало» — новый рывок нового режиссера. Готового к жизни в современном мире.

Поймут ли его? Я, боюсь, — неправильно, а то и не поймут совсем».


Пазолини так и не узнал то, о чем смутно догадывался.

Ночью 2 ноября 1975 его изувеченное тело было найдено на пустыре в нескольких километрах от Рима. Он был зверски убит 17-летним юношей гомосексуалистом, то ли его любовником, то ли обыкновенной проституткой. Несмотря на выводы следствия, многие предполагали политическое убийство — Пазолини за месяц до смерти подвергся нападению неонацистов, а также получал множество угроз от них.

Есть ещё одна версия, почти безумная, выдвинутая его близким другом Джузеппе Дзигаиной. Она считает, что Пазолини срежиссировал собственное убийство. Другими словами, Пазолини совершил свой последний творческий жест — продуманное самоубийство, доведя до крайности собственный миф о жертвоприношении.



«Смерть молниеносно монтирует нашу жизнь, она отбирает самые важные её моменты и выстраивает их в некую последовательность…. Жизнь может выразить нас только благодаря смерти»

(П-П. Пазолини. «Еретический эмпиризм»).


Если это так, то следует считать «Сало» его лучшим, финальным фильмом.

Смерть его, как и его творчество, принадлежит смелому человеку, и смелому художнику.

Смелость в содержании — это открыто сказать то, что есть. Смелость в форме — это поместить содержание в подходящую для него форму, не взирая ни на какие каноны или условности.

Пазолини понимал, какие оценки он получит от общественного мнения. Но он делал то, что должно. И за свою смелость он заплатил сполна.

http://socialism.ru/cinema/review/salo-120-sodoma


Salo - Полный жуткого насилия, апокалиптичный и омерзительный фильм, последний у Пазолини, который был избит до смерти мужчиной-проституткой незадолго до его выхода на экраны. Очень вольная интерпретация скандально известной фантазии де Сада "120 дней Содома" переносит зрителя в 1944 год, в республику Сало на севере Италии, в последние дни итальянского фашизма. Магистрат, банкир, герцог и монсиньор заманивают группу молодых мужчин и женщин на изолированную виллу, где их подвергают безжалостным, почти ритуальным пыткам, посвящают пленников в правила игры, построенной на сексуальных извращениях. "В первый раз я снимаю фильм о современном мире, - говорил режиссер - нарушая все мыслимые условности буржуазного вкуса". Фильм разделен на три части в соответствии с Адом по де Саду: круг безумия, круг экскрементов и круг крови. В результате, несмотря на неоспоримо гениальные моменты, получилась картина, которую почти невыносимо смотреть. (Иванов М.)


Сало». Послужной список
9 ноября 1975 — Комиссия по цензуре запрещает демонстрацию «Сало».
18 декабря 1975 — Комиссия по цензуре при повторном рассмотрении вопроса отменяет запрет и дает разрешение на выпуск «Сало».
11 января 1976 — первый показ фильма в Милане.
13 января 1976 — Прокурор Милана изымает фильм из проката и возбуждает дело против Гримальди за распространение порнографической продукции.
30 января 1976 — Гримальди вынесен обвинительный приговор.
19 февраля 1976 — Ген. Прокурор Рима возбуждает дело против Гримальди по обвинению в изображении растления несовершеннолетних и публичного совершения непристойных жестов в одной из сцен «Сало».
11 марта 1976 — Национальная ассоциация борьбы за нравственность обращается в региональный административный суд, требуя немедленной отмены разрешения на показ «Сало».
17 февраля 1977 — Слушание дела Гримальди. Апелляционный суд Милана оправдывает Гримальди и отдает распоряжение о снятии запрета на демонстрацию фильма при условии изъятия 4-х эпизодов.
11 марта 1977 — Фильм впервые демонстрируется в Риме без 4-х изъятых сцен.
7 июня 1977 — Один из зрителей возбуждает дело против «Сало», после чего мировой судья Гротталье отдает распоряжение о новом изъятии фильма из проката.
9 июня 1977 — Компания, продюсировавшая фильм, возбуждает дело против Гротталье.
И, наконец, 18 июня 1977 — Прокурор Милана отменяет запрет на демонстрацию фильма.
15 февраля 1978 — Кассационный суд дает распоряжение на восстановление изъятых эпизодов, поскольку фильм «Сало» является «произведением искусства».

3.
О чем этот страшный фильм?
Ответ кажется однозначным. Безусловно, о фашизме.

Во-первых, мы имеем название «Сало». Так называлась провозглашенная Муссолини 16 сентября 1943 «Социальная республика» или «Республика Сало», по наименованию городка на севере Италии на берегу озера Гарда во Фриули. Сало, в симбиозе с нацистской Германией, просуществовала с сентября 1943 по апрель 1945.

Во-вторых, мы узнаем время (1944) и место действия. Это хорошо известная вилла Фельтринелли — резиденция Муссолини.

В-третьих, мы замечаем детали. Пазолини точен в деталях, каждая из которых указывает на принадлежность героев именно к фашистам. Такова, например, форма фашистских милиционеров.

Мы знаем о фашизме столько, сколько не знаем, например, даже об антифашизме. Нам так много рассказывали о фашизме, что кажется, будто мы никогда не спутаем его ни с чем ни при каких обстоятельствах. Фашизм — это просто! Это бравые эсесовцы в черной форме. Это кожаные плащи, шлемы, пистолет-пулеметы МР-40, мотоциклы BMW, черные «Хорьхи». Это агенты в штатском; в длинных плащах и шляпах. Это они устраивают слежки, облавы и аресты.

Музыка? Конечно, Вагнер, известная тема Шостаковича или военные взбадривающие марши.

Архитертура? Массивные объемы с гипнотическим декором как на парадном входе Библиотеки им. Ленина в Москве.

И первая часть фильма «Предверие ада» почти целиком находится в русле традиционного образа: снующие эсэсовцы, агенты в штатском, мотоциклы, черные лимузины, повальные аресты. Но уже здесь присутствует нечто с трудом уловимое, заставляющее зрителя тревожно насторожиться.

Но затем, по мере развития событий, все переворачивается с ног на голову. У Пазолини все ни как у людей! Испаряется фашистский культ молодости и спорта. Исчезает футуристическая и военная функциональность.

Фашистские бонзы в трактовке Пазолини — это престарелые или пожилые персонажи. Мягкое пианино озвучивает гедонизм сексуальных оргий. Фашисты Пазолини банально прозаичны, милиционеры грубы и вульгарны. Это просто выскочки, с физиономиями высоколобых дебилов, серые невзрачные уроды. Их сексуальные акты, несмотря на известную необычность, неуклюжи и отвратительны.

Пазолини как бы срывает обложку и превращает привычную эстетику фашизма в эстетику маркиза де Сада. В престарелых фашистских бонзах узнаются садисты-либертаны; в арестованных юношах и девушках — их жертвы; в фашистских милиционерах — слуги и компаньоны. А вилла Фельтринели выполняет функцию родового замка. Это подтверждает и второе название фильма «120 дней Содома» — одноименный роман маркиза де Сада.

Пазолини с абсолютной точностью воссоздает психологию персонажей де Сада и их действий, ничего не добавляя от себя. Тождественна даже структура повествования, хотя она, конечно, представляет собой синтез текста де Сада. «120 дней Содома» имеют четкую композиционную структуру, в отличие от остальных романов де Сада, которые можно растягивать до бесконечности как гармошку.

Пазолини использует идею, которую де Сад, наверняка, держал в уме — дантову модель ада. В фильме есть «Преддверие ада» и три адских круга: «Круг маний», «Круг дерьма» и «Круг крови». Соответственно, рассказчиц в фильме не четыре как у де Сада, а три; четвертая стала Пианисткой и аккомпанирует рассказам остальных.

Председатель апелляционного суда Кюрваль (Судья), герцог Бланжис (Герцог), председатель Дюрсе (Президент), Епископ — персонажи де Сада — поступают со своими жертвами точно так же как и в романе: они относятся к ним как к предметам, практически исключая всяческие человеческие отношения с ними.



последние дни итальянского фашизма. Фильм состоит из четырёх частей, названия которых основаны на произведении Данте Алигьери «Божественная комедия»: Преддверие ада (Antinferno), Круг маний (Girone della manie), Круг дерьма (Girone delle merda), Круг крови (Girone del sangue).

Преддверие ада. Магистрат, банкир, герцог (Паоло Боначелли) и монсиньор женятся на дочерях друг друга. Затем они приказывают фашистам похитить несколько десятков молодых людей, из которых отбирают 9 девушек и 9 юношей и привозят на изолированную виллу. Фашисты также арестуют нескольких юношей, которые затем будут охранниками на вилле.

Пленников посвящают в правила игры, построенной на гомосексуальных совокуплениях, а также сексуальных извращениях (в частности, в фильме содержатся сцены садизма и поедания экскрементов). Вилла охраняется автоматчиками. Кроме того, на вилле живут четыре проститутки средних лет. В 6 часов все собираются в зале, где проститутки рассказывают различные истории. После ужина начинаются оргии. За гетеросексуальные отношения полагается лишение конечностей, за религиозные отправления — смерть.

Круг маний. Первая проститутка в течение нескольких дней рассказывает истории о том, как в детстве была совращена педофилами. В первый день одна из девушек пытается выброситься из окна, но охрана удерживает её. На ужине за столом прислуживают голые дочери четырёх фашистов. Один из охранников ставит подножку девушке и начинает насиловать её. Магистрат снимает брюки и бегает по комнате, демонстрируя всем свой анус. Затем он становится на четвереньки рядом с насилуемой девушкой и просит охранника вступить с ним в гомосексуальный половой акт. На фоне этого герцог запевает песню, его поддерживают присутствующие, продолжая ужинать. На следующий день играется свадьба юноши и девушки, после свадьбы жених и невеста насилуются фашистами. В другой день пленников заставляют представлять из себя собак, и фашисты бросают им объедки со стола. Один из них помещает гвозди в кусок еды, приказав его съесть пленнице; ничего не подозревая она глотает предлагаемое кушанье, кричит от боли, из её рта льётся кровь.

Круг дерьма. Вторая проститутка рассказывает о сексуальных извращениях, связанных с экскрементами. Герцог испражняется в комнате и заставляет одну из девушек съесть экскременты. Один из фашистов «женится» на юноше, на свадебном ужине также подаются экскременты, которые едят все.

Круг крови. Фашисты узнают о многочисленных нарушениях пленниками установленных правил, что предопределяет финал всей истории. Последняя из четырёх проституток, что играла на пианино во время эротических рассказов, выбрасывается из окна. Остальных пленников подвергают пыткам (скальпируют, вырезают глаза и языки, секут, прижигают раскаленным железом) и умерщвляют. Герцог наблюдает за происходящим с помощью подзорной трубы.

Окончание. «Гимн смерти» сменяется легкой мелодией 40-х годов и охранники принимаются танцевать под нее. «Как зовут твою девушку?» — спрашивает один другого. «Маргарита» — отвечает тот.

Salo /Социалистическое Сопротивление
Poet of the cinema
Salo - video
SALO, O LE 120 GIORNATE DI SODOMA, The Decameron, Arabian Night

Сайт создан в системе uCoz