|
"Кругосветное путешествие Шаров",
| |
История SPARKS – это путешествие во времени вместе с одной из самых влиятельных и жизнеспособных поп-групп. Американская и британская эпохи их карьеры – это хронология смены самых значительных стилей и направлений, которые рождались и неизменно находили своих поклонников на протяжении последних тридцати лет. Фолк, глэм, поп и панк-рок, диско, новая волна и хай-энерджи – дуэт братьев Мэйл причисляют к числу пионеров всех этих стилей, а их учениками и последователями являются Blondie, Pulp, Pet Shop Boys, Erasure, Morrissey, Suede, Aphex Twin, They Might Be Giants, Devo и многие другие известные коллективы и исполнители.
Братья Рон (Ron Mael; р. 12.8.1948 г.) и Расселл Мэл (Russell Mael; р.5.10.1953 г.) родились и выросли в Лос-Анджелесе, одной из признанных музыкальных столиц Америки и всего мира, где пожелали «приземлиться» в 60-х годах их любимые родители. Их отец очень рано ушел из жизни, а мама, простой библиотекарь, осталась одна с двумя сорванцами. В детстве они пробовали себя в качестве моделей для рекламы различных шмоток в каталогах, и уже тогда невозмутимый Рон многим казался неподражаемым в своем «ледяном» имидже. Кстати, позже он с особым удовольствием работал мороженщиком.
Серфинг, волейбол и наконец ее величество музыка казались захватывающими вещами для обоих Мэйлов. Поступив в университет, братья сразу же включились в известное своей кипучестью движение студенческих рок-групп и стали частью Urban Renewal Project.
В 1968 году судьба свела их с другой парой братьев Джимом и Ерлом Мэнки (Jim & Earl Mankey), а также ударником Харви Файнштейном (Harvey Feinstein). Так возникла группа HALFNELSON.
Впрочем, никакой бурной деятельности у них не получилось. С горем пополам они выступали по клубам Лос-Анджелеса, но по ним сохли исключительно официантки, а официантки, как известно, не держат при себе звукозаписывающие компании.
Однако судьба сжалилась над молодыми музыкантами, и с подачи рок-музыканта Тодда Рандгрена, лидера The Nazz, который отметил, что они играют совсем не то, что он привык слышать в стенах калифорнийских клубов, ребята подписали контракт с лейблом Bearsville, относящимся к империи Warner Bros.. На нем и вышел в 1971 году один-единственный альбом HALFNELSON, который никто не захотел покупать. А что посоветуют сделать амбициозным музыкантам, чей первый альбом не сумел покорить весь мир? Ну, конечно же, сменить имя и записать еще один. Так возникли сначала THE SPARKS BROTHERS, а затем просто THE SPARKS (Искры).
Первый же релиз новой группы сингл «Girl From Germany» из альбома «A Woofer In Tweeter’s Clothing» сделал братьев Мэйл культовыми музыкантами. Смазливый вокалист Расселл Мэйл очень напоминал анорексика Джима Моррисона, а его безмолвный брат Рон с фирменными усиками, как у Чаплина и Гитлера, стоявший за клавишами, в будущем, по всей видимости, послужил образцом поведения для Винса Кларка и Криса Лоу. Кстати, насчет своих гитлеровских усов Рон один раз пошутил в песенной лирике группы: «Когда я оставил только маленький темный прямоугольник на моей верхней губе, мои друзья из евреев перестали звонить мне». А еще, если вспомнить, что SPARKS играли в 1972 году, становится ясно, откуда почерпнули свое звучание They Might Be Giants, Barenaked Ladies, Devo и множество других современных команд.
Похоже, на Bearsville работали не дураки, и на волне успеха группы «Halfnelson» был незамедлительно переиздан под именем SPARKS.
В 1972 году братья Мэйл, известные еще по университету англофилы, впервые посетили Британские острова. Вместе с удовлетворением любопытства этот визит был отмечен появлением в местной прессе и на телевидении, что, как и было задумано, сформировало ряды самых ранних европейских поклонников группы. Надо сказать, что Мэйлы оказались очень дальновидными, ведь по возращении в Америку от былой славы SPARKS не осталось и следа. Остальная часть группы куда-то потихоньку улизнула. Братья остались одни и осознали, что единственным местом, где их музыкой все еще интересуются, был туманный Альбион. В 1973 году они эмигрировали в Лондон.
В 1974 году SPARKS подписали контракт с Island Records и набрали второй «англо-американский» состав группы, в который вошли, кроме них, ударник Норман «Динки» Даймонд, гитарист Адриан Фишер и басист Иэн Хэмптон. Когда они впервые показались своему менеджеру с их длинными волосами, тот воскликнул: «Прекрасно, у нас есть два похожих друг на друга брата — прекрасный материал для группы!” На следующий день бродяга Рон прогулялся в ближайшую парикмахерскую, постригся, уложил волосы назад гелем и оставил маленькие усы. У менеджера был сердечный приступ. Такой имидж за полчаса испортили!
Продюсером их первого «английского» альбома «Kimono My House» (о временах нефтяного кризиса, когда островная Япония, бедная энергоносителями, вынуждена была укутываться и потуже затягивать свои любимые кимоно, дабы не замерзнуть) стал Мафф Уинвуд, брат знаменитого Стива Уинвуда и хороший знакомый Элтона Джона. Элтон даже поспорил с Маффом, что их первые сингли «This Town Ain’t Big Enough For Both Of Us» и «Amateur Hour» ждет провал, но как всегда проспорил. Так началась новая эра в британской поп-музыке — эра искрометных метафор, сообразительности и юмора SPARKS, которые начали свое восхождение с музыкальных экспериментов где-то на грани Roxy Music и The Rubettes, демонстрируя скоростной прямо «спотыкающийся» вокал на фоне синтезаторного драйва и гитар.
Форсированными темпами Island выпустили и второй альбом группы «Propaganda», коим предвосхитили творчество Big Star, The Birds и даже Blondie. Иронические тексты своих песен они одними из первых стали помещать на обложки своих записей, где разворачивались целые комиксы с непрекращающейся игрой слов. Задолго до Queen они записали поп-оперу, так что некоторым стоило бы поунять свою гордость за уникальность «Bohemian Rhapsody».
Сверхпопулярную группу пригласили на телешоу «Top Of The Pops», куда Расселл явился в ультрамодных подштаниках. Публика визжала от песен SPARKS об Альберте Эйнштейне и нефтяном кризисе и почему-то продемонстрировала свою суперстранную черту коллекционировать недоеденные продукты, которые оставались после звезд на банкете. Рон до сих помнит, как тогда еще молодой Моррисси стащил с их тарелки надкусанный кусочек хлеба с беконом не первой свежести и был безмерно счастлив!..
Пятый альбом «Indiscreet» продюсировал знаменитый своим сотрудничеством с Дэвидом Боуи и T-REX Тони Висконти, но несмотря на лестные отзывы в прессе («Melody Maker» назвал SPARKS «самой многообещающей группой 1975 года»), этот год стал последним в поп-рокерской карьере группы. Англия заболела панком.
Никаких проблем – SPARKS тут же доказали, что ничто оруще-скандальное им не чуждо. Для этого в 1976 году пришлось вернуться в родной Лос-Анджелес, чтобы с группой высокооплачиваемых студийных музыкантов (гитарист Джеффри Сален, басист Сэл Майда, ударник и продюсер Хилли Майклз) записать два сумасшедших гараж-панк-рок-альбома «Big Beat» и «Introducing Sparks». Наверное, это нужно было только для усмирения самолюбия братьев Мэйл, но подобные записи были заранее обречены на безвестность. Публика приятно удивилась резкой перемене стиля SPARKS, покупать альбомы не спешила.
Через два года головоломок братья нашли свое место в только входящем в моду электронном диско и подружились с известным продюсером Джорджио Мородером. Пока весь мир кайфовал под «I Feel Love» Донны Саммер, Джорджио вместе со SPARKS готовил новую конфетку сингл-возвращение братьев Мэйл «Number One Song In Heaven». Революционное звучание аналоговых синтезаторов вкупе с гениальной иронией SPARKS демонстрировали новую силу музыки выжившей в которой раз группы. Опять культовые, опять британские парни из SPARKS вновь стали одним их феноменов поп-музыки (особенно во Франции, где у них оказалось больше всего поклонников) и продолжили свое влияние на молодых музыкантов. The Associaties, Soft Cell, Erasure и Pet Shop Boys обязаны их неподражаемой иронии, как российское правительство шахтерам, а Depeche Mode много раз заявляли, что альбом SPARKS «Number One In Heaven” был для них библией.
Но SPARKS двигались дальше. Новый альбом «Terminal Jive» принес им самый коммерчески успешный сингл в карьере («When I’m With You») и сотрудничество не только с Мородером, но и с его правой рукой другим знаменитым автором и продюсером Гарольдом Фальтермайером. Бывший инженер Queen Mack продюсировал альбомы «Whomp That Sucker» (это набор од об исключении гитар из музыки группы) и «Angst In My Pants» (ну это и так понятно о чем). Лейбл Why-Fi Records сделал слабый промоушн этим дискам, хотя, судя по недавним переизданиям, они предствляли собой более совершенный и революционный для своего времени хай-энерджи, пришедший на смену диско. Альбомы записывались в Мюнхене вместе с новой группой поддержки в лице гитариста Боба Хаага, басиста Лесли Бохема и ударника Дэвида Кендрика.
Два следующих альбома получились если уж не в конец попсовыми, то наверняка неинтересными, с самоповторением, но такими танцевальными. SPARKS покинули гостеприимную британскую землю. На старом материале Мэйлы гастролировали по Европе и Северной Америке с бэк-группой Bates Motel и непременно собирали аншлаги, но вернули себе былые позиции только в 1986 году с альбомом «Music That You Can Dance To». Это было возвращение к диско с новым эмбиентным лицом под собственным продюсерским оком. Братья тут же смогли оборудовать собственную лос-анджелескую студию, в которой и записывались все последующие альбомы SPARKS.
С тех пор их музыка стабильно появлялась в саундтреках и сборниках. Кавер-версии их песни записывали многие знаменитости, и даже увидел свет альбом-трибьют SPARKS “Amateur Hour”.
Шесть лет потребовалось Расселлу и Рону, чтобы вернуться на большую сцену в 1994 году с новым альбомом «Gratuitous Sax And Senseless Violins». Этот альбом получился очень эксцентричным, если не самым эксцентричным в их карьере. Здесь были и меткие цитаты из «Унесенных ветром», и навязчивые мечты стать владельцем BBC, и просто очень статно сделанные поп-вещи, такие как «When Do I Get To Sing «My Way»?» или «(When I Kiss You) I Hear Charlie Parker Playing». После долгих лет застоя они наконец-то написали великолепный европейский альбом, чем заслужили новую волну скарксомании в Старом Свете. Рон успешно перенес операцию по удалению грыжи и слегка изменил форму своих усищ. Расселл постригся и надел черные очки, как у Криса Лоу. Новый альбом обеспечил SPARKS столь дефицитными радиоэфирами, чего не наблюдалось со времен триумфа «Number One In Heaven». SPARKS с успехом отыграли новое турне, где им помогала Кристи Хайнд з The Pretenders. У них появились молодые поклонники, а старые растармашились в одночасье. В октябре 1995-го и в августе 1996 года в Монреале и Чикаго прошли конференции «Sparks-O-Rama», в рамках которых встретились поклонники группы со всего мира, члены интернетовской организации «Fan Mael», под эгидой которой фэны обсуждают своих кумиров.
На этом, в принципе, и заканчиваются приключения SPARKS в ХХ веке, если бы не симпатичный проект под названием «Plagiarism», для которого братья Мэйл вместе с Джимми Соммервиллем, Бернардом Батлером, Erasure, Faith No More и еще с несколькими менее известными музыкантами практически заново переписали лучшие песни SPARKS в новых симфонических аранжировках с привлечением знаменитого Лондонского Симфонического оркестра. Нет, это не альбом грэйтестов и не банальный альбом-трибьют, когда продюсер собирает заинтересованных людей и каждый записывает по песне на свой манер. Это уникальный проект, в котором принимали непосредственное участие и сами SPARKS. Может, поэтому они и назвали его «Plagiarism», что переделали и перепели сами себя, вложив то, что они хотели услышать от себя, в уста других.
Наконец на пороге тысячелетий братья Мэйл возвратились с новым синглом “More Than A Sex Machine” и альбомом “Balls”. Они заявили о прекращении своего многолетнего сотрудничества с лейблом WEA
В прошлом (2001) году Спаркс объединились с Pizzicato Five, чтобы сделать запись дуэта "Kimono". Кимоно? Да, звучит знакомо, песня действительно своего рода юмористический ретроспективный кадр к Кимоно Моего Дома 1974, превосходный трэк! Пока он был выпущен только в Японии на новом компакт-диске Пиццикато "Ca E Ra Japon". Тем временем, Рон и Расселл возвратились домой из Австралии и Японии, где они закончили их "Кругосветное путешествие Шаров", чтобы начать делать запись нового альбома
|