По результатам переписи населения 1850 года на территории графства Лос Анджелес проживало 15 чернокожих, 8 евреев (6 из Германии, 2 – из Польши), 2 китайца, 500 мексиканцев и 800 европейцев… Правда по каньонам было 85 000 индейцев, с коими постоянно конфликтовали пасту (ковбои). Стоит отметить, что евреи были первопроходцами. Соломон Лазард был первым представителем торгово-промышленных групп, Герман Франк – администратор, Исай Волф Тельман – банкир и филантроп. Правда они проявили излишние торговые рвения в деле воскресной торговли и власти хотели прикрыть лавочку под предлогом «евреям бы только деньги делать, им и воскресенье – не помеха», но вовремя одумались…
Сегодняшний Лос Анжелес – город многонациональный. Белое население здесь совсем не в большинстве. Латиноамериканская коммуна самая многочисленная и быстрорастущая. Корейская – самая быстро богатеющая. А в целом горожан к богатым не отнесешь – 30.000 доллоров в год – средний доход на человека. Однако большинство предпочитает жить в собственных домах. Расположенный в засушливой климатической зоне город утопает в зелени и напоминает парк из-за продуманной системы орошения. Огромный город прост для ориентации среди его многочисленных улиц и поселений
Лос Анжелес – самый медлительный мегаполис мира, город в 15 миллионов жителей, названный «деревней около фривеев». Здесь есть Down Town, однако понятия «центр – окраина» не существует. Более того, Даун таун – самое криминогенное место в городе, где вечером проходить не безопасно. Энциклопедия «Британика» пишет: «Наверное нет другого такого города в мире, которому бы так завидовали и так подражали и который бы так осмеивали и хулили. Город этот в результате и манит, и пугает». Но вернемся к его этническому составу.
На территории Лос Анджелеса
проживают выходцы из 140 стран мира и здесь существует несколько этнических
поселений. Чтобы оказаться в Корее,
Японии, Китае, Армении – не обязательно покидать Лос Анджелес. У нас свои
города в городе.
Little Tokio территориально расположен на западе от Down Town. Поселок основан в начале ХХ века и японская жизнь была бы здесь безоблачной, если бы 7 декабря 1941 года Япония без объявления войны не напала бы на Американскую базу Перл Харбор в Тихом Океане. В результате японцы Лос Анджелеса в течение 24 часов были департированы в пустыню как при Сталине в России и только в 1988 году США признали себя виновными в нарушении прав человека и выплатили компенсации пострадавшим японцам.
Little
Особый разговор заслуживает
история еврейской популяции Лос
Анджелеса. Во истину здесь 3 еврея – 8 судеб – дети первопереселенцев, беженцев
от фашизма, русские евреи, евреи из Израиля, латиноамериканские евреи. Они не
всегда находят общий язык. Сегодня Лос Анджелес – третий в мире город по
количеству евреев после Нью Йорка
и Майами. Каждый живущий здесь ощущает значимость граждан еврейского
происхождения в дни октябрьских
еврейских праздников по причине массового оттока евреев в отгулы: ряд школ и офисов просто
закрывается. Словом - у евреев
праздники, у всех остальных – каникулы.
История еврейского населения
начинается с двух евреев. Первым был
Якоб Франкфорд, приехавший сюда в 1841 году. Затем через Канаду сюда
прибыло 17 000 человек
русско-еврейской бедноты из секты
молокан. Основатель поселения был
портной Семен Уклейн, сторонник учения “чистое молоко духовное”. Эта коммуна по
сути была православной, но они отрицали церковную иерархию, иконопоклонение, монашество и святых, были пацифистами, отказывались от службы в
армии и признавали только Библию. Они жили со старообрядцами в Даун Тауне, но
от этого поселения ничего не осталось
после того, как они переехали в
другие места Американского континента.
Вторая волна еврейской эмиграции,
“ на Тихом океане свой закончившая поход”
численностью в 25 000 была через Шанхай и Харбин. Они тоже обосновались
в Даун Тауне.
Третья волна была военной. Это беженцы от концлагерей.
Четвертая волна еврейской
эмиграции облюбовала уже заселенное евреями
с 30х годов поселение La Brea Tar Pits и Villa Fairfax и поселение
сексуальных меньшинств West Hollywood.
Новые люди приехали в на волне
перестройки в СССР – отпустили народ, процесс пошел… Это поселение называется
«русским».
Уже к началу ХХ
века еврейское население достигало
численности в 100 000 человек и сейчас эта цифра поднялась до 600 000. Это люди
преимущественно немецкого происхождения. Но есть и французы из Эльзаса. Евреев
из России до 1970 годов было мало, но они продемонстрировали свой трудоголизм и
живучесть (но были православные русские эмигранты в Голливуде и еще раньше форт Росс, граф
Рязанов и “Юнона” и “Авось”).
Л. Гумилев в своей неакадемической работе об этносах и
этногенезе ввел понятие “пассионарность” как некую энергетическую составляющую
этносов и этнических групп. М Вебер в книге “Протестантская этика” впервые высказался о роли протестантской диаспоры
на развитие капитализма. Распространяя его вывод на все человеческое
общество, можно говорить о позитивном влияниимногих диаспорных народов на общечеловеческое
развитие. К еврейскому этносу это относится в первую очередь и ниже приведу далеко
не полный листинг евреев, полуевреев, четвертьевреев и т.д., оставивших
позитивный или негативный след. Было бы здорово, если бы каждый народ сотворил такие
энциклопедии, свой Институт Биографий,
но пока Интернет этого рвения не демонстрирует и поэтому ищите листинг своих
соплеменников в той же еврейской энциклопедии. А я, действительно, интересуюсь современной
еврейской историей, ибо они были первыми, на примере которых я вырабатывала
свою позицию о диаспорах и национальных проблемах, русском антисемитизме и т.д.
Я с большой теплотой вспоминаю уроки иудаики, герменевтику хасида Давида
Карпова, встречи ветеранов Великой Отечественной, лекции по конфликтологии Михаила
Сиверцева в первом послеперестроечном Еврейском Университете при МГУ. Учителя еврейского
происхождения учили меня, мыслители
еврейского происхождения предоставляли оригинальные мысли, которые можно было
продвигать еще дальше – сколько же всего интересного было взято мною у этого народа,
унесшего из Египта уроки Гермеса. А потом были французы из Сарбонны. И уже другой
мой тренинг – цивилистика. Может быть когда-нибудь я сделаю эти лекции доступными каждому,
а пока через гипертекст еврейской энциклопедии вы можете попутешествовать
самостоятельно. Математики, писатели, поэты, философы – все они рождены в
первую очередь культурой и перешагиванием через традиции, этим необычайным
инновационным потенциалом, который, как утверждает Макс Вебер на примере протестантов,
проявляется в попытке не потерять индивидуальность
в среде, не всегда тебе свойственной, т.е. в ситуации диаспоры или еще чего-то в
этом роде, что от этноса зависит весьма косвенно (потому что этнические группы могут попасть “в ситуацию”).