Frank Vincent Zappa (December 21, 1940 - December 4, 1993) was an American rock musician, composer and satirist.
Рожденный в Балтиморе,
Штат Мэриленд 21 декабря 1940, Zappa имел смешанную родословную грека, араба,
француза, ирландца и немца. В январе 1951 семья Zappa переехала
на западное побережье из-за астмы
Франка, и в 1955 семья Zappa обосновалась в Долине Антилопы в 73 милях к северу от
Даунтауна Лос-Анджелеса.
Zappa имел старшего брата и младшую сестру. Их отец, химик, работал в Edwards Air Force Base, которая имела военные ссуды федерального
правительства. Из-за их близости к Edwards AFB, он держали дома противогазы и это дома в случае несчастного случая, и это
запало в память молодого Франка. Ссылки на микробы, на войну микроба и другие
аспекты 'секретной' антибактериальной промышленности происходят всюду по его
работе.
Другая проблема здоровья,
проблема синуса, запомнилась Франку
через ужастную процедуру исследования – к его
ужасу, доктор вставлял шарик радия
в нос. Образцы носы мы видим на суперобложках альбомов всюду.
Мальчик неистово
интересовался музыкой. Его родители имели широкие музыкальные вкусы и он с
ранних лет слушал композиторов avant garde: Edgar Varèse и Igor Stravinsky, rhythm and blues , doo-wop группы ,современный джаз, включая бибоп и свободный джаз.
Жизнь в области Лос
Анджелеса дала молодому Zappa доступ к захватывающим звукам и саблазнам
этого города, приходившим от его радиостанций, и его родители были достаточно
богатые, чтобы подарить ему проигрыватель, пластинки, телевизор и музыкальные
инструменты. Телевидение также сильно
повлияло, и вы найдете стишки даже с расценками на рекламу почти в каждой
песне, которую он написал. Но самое главное, он нашел путь, как связаться с
композитором Варез, который жил далеко в Европе и они переписывались.
Заппа был интеллектуален,
честолюбив и любил читать, и обладал огромным творческим потенциалом и огромной
работоспособностью и организацией.
Он начала играть на
барабанах в школе летом 1953, но позже переключился на гитару. Его группа была
печально известна за работу Черная
Страница за сложность, виртуозость ритмичной структуры и импровизации. Заппа дал комментарий к
пластинке, но письмо Заппы было не менее трудно читаемо. Все это можно назвать
как avant garde.
В 1957 Заппа
развивал эклектичный, быстрый и чрезвычайно индивидуальный стиль на
электрогитаре (Л.А. был монополистом в производстве этого вида гитар). Он,
возможно, стал бы профессиональным джазовым музыкантом, но скоро он ушел с
головой в рок-музыку, хотя и сохранил пожизненную тягу к миру джаза. В этот
период он выпустил компакт-диск Потерянные Эпизоды.
В школы он увлекся
графикой и после получения аттестата в
июне 1958 он работал какое-то время в рекламе. Его пребывание в
коммерческом мире было другим важным влиянием на его работу, и в течение
нескольких лет Заппа поглощала методы, которые он узнал как коммерческий
художник, и использовал их, чтобы вскрыть противоречия в музыке, бизнесе
музыки, СМИ и обществе в целом, комбинируя их с идеями, которые он подобрал от
своих занятий дадаизмом, ситуационизмом и сюрреализмом.
Zappa всегда был заинтересован в визуальном
представлении его работы,и это быстро развивалось, начиная с альбома Абсолютно Свободный к тому, что он стал директором его
собственных фильмов и видео. Суперобложки альбомов Заппы весьма отличны и
зачастую причудливы и ирреальны. Одно из самых известных и лучших компиляций мы
найдем на альбоме 1969 Weasels
Ripped
My Flesh.
Заппа переехал в
Лос-Анджелес в 1959 и прожил здесь практически всю жизнь. Он начал работать как графический
художник при попытке утвердиться как музыкант и композитор. Среди его самой
ранней профессиональной работы участие в
создании низкобюджетных фильмов Run Home Slow и The World's Greatest Sinner (Самый большой Грешник мира).
В 1962 он появился как соло артист в Шоу Стива
Аллена, исполняющий
сатирико-дадаистическую часть с велосипедом. Хотя многие из пленок этого
ряда были позже разрушены, видео ряд сохранился. Он женился на своей первой
жене Кей в этот год, но отношения скоро ухудшились и они развелись два года
спустя. В 1963 он начал профессионально играть в Лос-Анджелесе и купил
маленькую Студию звукозаписи «Приятель» (Pal ) в Ранчо Cucamonga, которую он переименовал в "Студию Z".
Заппа начала делать запись
в Приятеле с начала 1960-ых и после получения оплаты за одно из его
множества фильмов, он был способен покупать студию. После развода он переехал
жить в студию и работал более 12 часов в день и больше, отработав образец,
которому он стал верен почти всю его жизнь. Хотя это был только мелкий бизнес,
Приятель был особенно привлекателен для Заппы, потому что он имел уникальный
магнитофон с 5 дорожками, собранный предыдущим владельцем, Паулем Баффом. В это
время только несколько самых дорогих коммерческих студий имели многодорожечные
магнитофоны, стандарт промышленности был все еще моно или двух дорожечным. Ко времени первой его записи LP с Матерями в 1966 он был уже
опытный инженер звукозаписи.
Будучи изысканным
потребителем музыки, он хотел, чтобы его собственная музыка наводила на
размышления и было предназначена только для части людей. Заппа и некоторые
друзья в шутку назвали это 'эротическая' запись, что подразумевало, что она
содержит голоса людей, занятых сексом. К сожалению один из клиентов оказался
тайным членом Вице-Команды (Vice Squad) и Заппа была заключен в тюрьму на десять дней по
обвинению в поставке порнографии. Это заключение оставило след и стало ключевым
в формировании его антиавторитарной позиции.
The Mothers of Invention -Матери Изобретения
После короткой карьеры
профессионального поэта – песенника ( его элегии "Memories of El Monte" были выпущены Пингвинами - в
1964), Заппа присоединился как гитарист
к местной R*B группе Гиганты Души. Скоро он принял лидерство и переименовал
группу в "Матери" (а позже " Франк Заппа и Матери Изобретения"
по настоянию компании грамзаписи).
Постепенно они удосужились
внимания у расцветающей 'freak scene' андерграунда
Лос-Анджелеса и в 1965 они были замечены
производителем пластинок Томом Вайлсоном, который был известен как
продюсер оригинальных альбомов Боба Дилана Bringin'
It
All
Back
Home и Highway 61 Revisited и
'электрической' версии Саймона и Гарфанкеля Звуки Тишины. Вайлсон был также известен как единственный
Афро-американец-продюсер. Zappa также подпис контракт с менеджером Эрбом
Коэном.
Следующие два альбома демонстрируют
специфическую технику Заппы по врезкам: Бриллиантом является альбом
We're
Only
In
It
For
The
Money (1967) безжалостно, высмеивающий хиппи
и явление власти цветка ( flower power ) , а суперобложка включала Jimi Hendrix в первоклассно скопированном с «Клуба
Одиноких Сердец Сержанта Пеппера» Битлз.
Это сопровождалось
альбомом, широко расцененным как пик группы в конце шестидесятых, Абсолютно Свободный (1968), который показал часть самого
радикального редакторского аудио в стиле поп-музыки и продолжал лирическую
озабоченность Заппы лицемерием и конформизмом американского общества и
зловещего подавления андерграунда и альтернативной культуры.
Это сопровождалось двумя
близко связанными частями. Великолепный звуковой коллаж Шероховатый Соус подвел его методы производства к новому пику и
затем была его дань стилю Doo-Wop - Cruisin'
With
Ruben
And
The
Jets. Другая важная запись Матерей этого периода (включая основную песню О Нет)
была скомпилирована в 1970 на альбоме Weasels
Ripped
My
Flesh.
Хотя они хвалились
критикам о том, что имели бешеный культ после этого, господствующие зрители
считали музыку Матерей невозможной для
постижения и группа часто приветствовались со смехом. Что еще более важно,
финансовое напряжение и платежи за содержание большого джаз-рокового ансамбля привели к развалу
группы в 1969, хотя многочисленные члены останутся с или возвратятся к Zappa в последующие годы.
В течение этого периода Zappa также произвел экстраординарный двойник Trout
Mask
Replica для старых друзей Капитана Бифхерта , Алиса
Купера, Тима Баклеема и GTOs.
После того, как он
расформировал первоначальный состав Матерей, Zappa выпустил соло инструментальный альбом Горячие
Крысы, показывающим его джазовым гитаристом, поддержанную сессией играющих
джаз, блюз и R*B, включив в состав скрипача Don 'Sugarcane' Harris,
ударника John Guerin и басиста Shuggie Otis Дона 'Сахарный тростник' Harris, барабанщик Джон Гуерин и басист Шугги
Отис. Это остается одной из его самых популярных и доступных записей,
сильно повлиявших на развитие джаз-рока.
В 1970 Заппа создает новую
версию Матерей, которые включали британского барабанщика Эйнслей Данбара,
джазового музыканта-клавишника Джорджа Дьюка, бывшего члена Матерей,
мультимузыканта Иана Андервуда и ведущих певцов поп-группы шестидесятых
Черепаха Говарда Кэйлана и Марка Волмана. Френк нарек их "The Phlorescent Leach and Eddie" (их собственная музыка
была позже издана под именем Liccianetti ), поскольку договорные проблемы
препятствовали им делать запись под именем Черепахи или их собственным именем
Волман и Кэйлан , сокращенно как
"Фло и Эдди".
Новая очередь дебатов
разгорелась по поводу следующего сольного альбома Заппы Месть Чангы, которая сопровождалась растянутой музыкой
из кинофильма 200 Мотелей, показывающем Матерей и Королевский Филармонический
Оркестр. Джордж Дьюк был в группе и
двойной альбом сопровождался двумя
превосходными живыми исполнениями, , Fillmore
East
- June
1971 и Just
Another
Band
From
LA, который включал 20-минутную дорожку track 'Billy The Mountain', сатиру Френка Заппы на
рок-оперу, поставленную в Южной Калифорнии. В 1971 было два серьезных
происшествия. При выступлении в
Швейцарии оборудование Матерей была разрушена, когда фейерверк от
аудитории угодил в аппараттуру и начался пожар, который сжег казино, где они
выступали и это все было увековечено группой Дееп Перпл в песне 'Дым На Воде'.
Другой случай произошел в
декабре, Заппа была атакована на сцене в Театре Радуги, Лондоне. Ревнивый
муж одной фанаток столкнул Заппу за кулисами в оркестровую яму и Френк получил
серьезные переломы, травму головы и авмой и повреждения спины, ног и шеи. Это
приковало его к инвалидному креслу более чем на год. (Он после этого имел имел
значимую хромоту и долго не мог стоять на сцене) Он сказал про одну ногу,
которая короче, чем другая в лирике "Танцующий Дурак". Он также стал использовать в
турне телохранителя, которого он прозвал
"Smothers".
В 1971-72 после турне он
выпустил две ориентированных на джаз
соло LP Waka Jawaka и The Grand
Wazoo. В конце 1972 снова турне. Затем альбомы - One Size Fits All и Apostrophe, OverNite Sensation
и Roxy and Elswhere.
В
1980, Заппа помог прежним членам
группы Уоррену Каккерулло, и Тэрри Боззайо записать их пластинку Тоскуя без Людей в его новой UMRK студии, где он стал производить специальные
звуковые эффекты. Его работы имели явно политический оттенок через высмеивание телевизионных евангелистов и Республиканской
партии.
19 сентября 1985, Заппа
свидетельствовала перед коммерческим, транспортным и технологическим комитетом
Американского Сената, атакуя Parents Music Resource Center (PMRC) как цензура музыки ( другие считают, что это сторожевой пес) организации,
основанной женой сенатора Эл Гора
Типпер и другими женами
политиков, включая жен пяти членов комитета. Он сказал выступая против
цензуры:
"Предложения
PMRC -
непродуманная часть ерунды, которая не в состоянии предоставить бенефиты детям, нарушает гражданские свободы тех
людей, которые - не дети, и обещает заставить суды напряженно трудиться годы,
имея дело с проблемой интерпретации и ментальных установок.
"В моем понимании Первые Поправки к Конституции решены в пользу наименьшего ограничения
альтернатив. В этом контексте, требования PMRC
эквивалентны мерам борьбы с перхотью путем обезглавливания. "
В начале 1990-ых
Заппа посвятила почти всю свою энергию современным оркестровкам. В 1992
он был диагностирован с раком простаты, от которой он умер 4 декабря
1993. Похоронен в Вествуде, the Westwood Village Memorial Park Cemetery (где покоятся
Мерлин Монро, Натали Вуд, Хаммер).
Заппа введен в Зал Известности Рок-н-ролла в
1995. В тот же самый год
единственный известный бюст Заппы был установлен в центре Вильнюса,
столицы Литвы. Заппу увековечил Konstantinas Bogdanas, известный Литовский скульптор, который
раньше изготавливал бюсты Владимира
Ленина. В 1997г. посмертно Заппа получил
Вознаграждение Грэмми за Достижения Целой жизни (Grammy Lifetime Achievement Award).
Zappa был женат дважды, первый раз на Кей Шерман
(1959-1964) и затем на Гэйл Слоатман, с которой он оставался до своей смерти. Sloatman и Zappa имели четырех детей, двух сыновей и двух
дочерей, все из которых имели довольно необычные имена: : Moon Unit, Dweezil,
Ahmet Rodin, and Diva.
Астрономы обсерватории
назвали астероид 3834 Zappafrank.