КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА "НОВЫЙ АКРОПОЛЬ" приглашает на свой сайт http://worldleonard.h1.ru/, он посвящается 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи -  титану Возрождения, итальянскому живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в истории символом эпохи, которая «нуждалась в титанах и... породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» 

Простое  перечисление его внехудожественных интересов  кажется невероятным: анатомия,  ботаника,  картография,  геология, математика,  аэронавтика,  оптика,  механика, астрономия,  гидравлика, акустика,  гражданское строительство,  конструирование оружия,  планировка городов... Да Винчи оставил множество записей, названных словом книга и это были просто мысли, опережающие время… Так почему же он  не  выдвинулся  в число величайших гениев  науки всех времен?  Ответ таков: несмотря на активность его творческой натуры, он был ученым исключительно по призванию и тому, что он узнавал, он не находил применения.  Он  вынашивал мысль о воплощении своих идей в жизнь, но никогда не шел дальше идеи.  А жизнь любит практиков.

 

«Эта книга станет справочником. Она сложилась из множества страниц, которые я в неё вписал, надеясь впоследствии привести все в порядок... Верю, что, прежде чем закончу её, я должен буду приводить её в порядок множество раз, и поэтому, о Читатель, не проклинай меня за то, что интересующих меня предметов слишком много, а память не в состоянии удержать их все...»

Леонардо не считал нужным распространяться о собственной личности. Она его не интересовала. Он никогда не был женат, хотя усыновил мальчика. Таинственность его личной жизни  спустя 500 лет породила множество кривотолков.

Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи

(Leonardo da Vinci)

(1452 – 1519)

В одном из каменных домов городка Винчи (а все они грязно-  желтого оттенка), у простой крестьянки родился главный гений Возрождения (а может и всех времен) – Леонардо. исследователь загадочных явлений, создатель  тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется, непознаваемая глубина и рук, указующих в неизвестность, в горные выси. Люди последующих веков назовут его   итальянским Фаустом.

Загадка Леонардо началась с  его рождения. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, вряд ли училась чему ни будь. В деревне  ее  7азывали хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.

Отец Леонардо, Пьеро да Винчи, был слишком молод, когда появился его первенец. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, достаточно  хитрыми, чтобы стать землевладельцами и войти в число состоятельных горожан, носящих титул «сеньор».

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели  абсолютно терпимо, потому что они постоянно появлялись у прислуги разных рангов, и к ним относились как  к детям, рожденным в законном браке. Леонардо повезло вдвойне – первая законная жена его отца оказалась бесплодной и он был взят в отцовский дом, где сразу же оказался на попечении многочисленной родни: дедушки, бабушки, отца, дяди и приемной матери. Отныне ему суждено было быть «сеньором».

О его детстве ничего неизвестно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все привлекало его внимание. Юноша был удивительно красив: как все тосканцы,  он был высок, хорошо сложен, темноволос. Но масса странностей кроется за гением. Одной из них является то, что он был левша, что в католическом мире считалось признаком дьявольщины. К тому же, как свидетельствует Вазари, у Леонардо была привычка бродить по улицам в поисках красивых или уродливых лиц, причем уродства привлекали его не менее, чем красота…

Никто не может с точностью сказать о Да Винчи в первые тридцать лет жизни, высвеченные из темноты только книгой Вазари да малыми документальными фрагментами.

Вазари замечает, что «Умение Леонардо вести беседу привлекало к нему все сердца. Воистину он любил всех животных… Часто проходя мимо рынка,  на котором  продавали птиц, он возвращал пленницам утраченную свободу, выпуская их всех из корзин, а торговцу платил запрашиваемую цену». В письме одного его флорентийского знакомого высказано предположение,   именно эта любовь и привела Леонардо к вегетарианству. Он был весьма неравнодушен к красивой экстравагантной одежде, был щеголем и любил розыгрыши и  затеи.

Описание Вазари представляет нам общительного молодого человека, певца, искусного собеседника. Однако при этом биограф не мог знать, что происходило в голове изображаемого им человека. «Если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе, – писал Леонардо позже – Если рядом с тобой находится хотя бы один человек, то ты принадлежишь себе только на половину или даже меньше в пропорции к бездумности его поведения; а уж если рядом с тобой больше одного человека, то ты погружаешься в плачевное состояние все глубже и глубже». В этой мысли нет ничего мизантропического: разговоры губили многих гениальных людей – Оскара Уайльда, к примеру. Немало гениев растрачивали в разговорах свое дарование. Образ, который Леонардо являл собой миру, был всего лишь приятной маской; в сердце своем он был более чем одиноким человеком, который, к тому же избегал женщин. Склонный к отшельничеству Леонардо вступал только в те отношения  с  миром,   которые  считал  необходимыми, и чаще всего  предпочитал быть один.

Несмотря на то, что неувядаемая слава Леонардо связывает его достижениями не только в изобразительном искусстве, но и во многих  других областях человеческой деятельности, все же, без сомнения, следует признать поразительным то, что за свои шестьдесят семь лет он создал так мало картин — чуть больше двенадцати

 «Крещение Христа», одно из первых полотен, датируется  1472 годом, когда Леонардо  было  двадцать  лет. Тем  не  менее  эта  работа свидетельствует о его потенции. Приковывает внимание фигура ангела. Поза изящной, одетой в голубой плащ фигурки свободна и грациозна. Поворот тела и головы, согнутые колени и руки предполагают, что ангел только что принял эту позу и еще весь в движении. Он глубоко озабочен происходящим действием и сосредоточил все свое внимание на священном обряде; по контрасту с ним соседний ангел, написанный Верроккио, смотрит в пространство, как скучающий статист или прихожанин, ожидающий конца слишком длинной проповеди. В лице ангела Леонардо уже сосредоточились представления художника о человеческой красоте: мягкость, женственность, чуть размытые контуры и уже та знаменитая, но пока еще едва улавливаемая улыбка Моны Лизы. Вьющиеся волосы говорят  тяготении Леонардо к извилистым, прихотливым линиям; пробивающаяся сквозь камни трава возле колен ангела напоминает о глубоком восприятии художником природы.

Портрет Джиневры де Бенчи был написан по заказу перед ее  свадьбой в январе 1474 года. Картина повреждена, но здесь были изображены руки дамы в положении, напоминающем  то, которое тридцать лет спустя появилось на портрете Моны Лизы. Возможно, Джиневра была по натуре холодна или что-то в этом роде; во всяком случае, трудно избежать чувства, что Леонардо она не нравилась — или же ему не нравились все без исключения женщины. Картина пронизана меланхоличным настроением , написана в темных, сумеречных тонах. Бледность лица Джиневры резко контрастирует с темной массой листвы у нее за спиной (там изображен можжевельник, который по-итальянски называется «джиневра».

Когда Леонардо рисовал безо всякой цели, то есть просто развлекался или водил по бумаге пером, думая о чем-то другом, то он чаще всего покрывал бумагу профилями. Это стало его привычкой. Он сделал десятки набросков, более или менее похожих: суровый, почти свирепый старик и красивый, несколько женственный юноша. Психологическое значение этих набросков долго и скрупулезно обсуждалось исследователями; согласно одной интерпретации, они воплощали дуализм природы самого Леонардо. Но если не выходить за рамки искусства, то можно сказать, что они символизируют столкновение грации и воображения с суровой дисциплиной  научного подхода к предмету

Одно время Леонардо был придворным портретистом: первая его работа в этом качестве — портрет любовницы Лодовико Цецилии Галлерани, известный под названием «Дама с горностаем», написанный в 1484 году.

Цецилия была соблазнена Лодовико в 17 лет и родила ему сына. Она заняла самое высокое положение при дворе. Портрет превосходно все  качества, которыми дама обладала: выражение ее интеллигентного лица проницательное, пальцы длинные и чувствительные — такие бывают у музыкантов или развратников. Сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо. Величина горностая и близость его острой, недоброй мордочки вызывают чувство тревоги: возможно, Леонардо таким образом хотел сказать о ненадежном, двусмысленном положении придворных фаворитов (и самого себя в том числе); возможно, он проводил параллель между характерами дамы и животного — лицо дамы и мордочка горностая и их одинаково холодные глаза обращены в одну сторону. Не вызывает сомнения, почему он изобразил именно это животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан как животное невероятно чистоплотное: он предпочитает смерть грязной норе.

Мона Лиза совсем не была идеалом красоты для Леонардо: его идеал - в златокудрых ангелах. Но она заинтересовала его как сборная модель всех женщин мира, он отказался от других выгодных предложений и три года работал над портретом, ибо видел в этом лице  весь спектр женских характеристик.

Мадонна Лиза была третьей женой флорентинского купца   Франческо   ди   Бартоломее  деле  Джокондо, ей было 24 года. Портрет по словам Вазари  был «точной копией натуры». Однако Леонардо смотрел на  Джаконду  с   тревожащей   бесчувственностью: Мона Лиза получилась одновременно сладострастной и холодной,  прекрасной и – отвратительной, потому что Леонардо экспериментировал и сводил  воедино противоположные черты. Картина невелика, однако производит впечатление монумента. Этот эффект достигается соотношением фигуры и заднего плана.  Монументальность усиливает то смешанное чувство очарования и холодности: веками именно мужчины смотрели на нее с восхищением, замешательством и ещё чем-то,  близким ужасу…

А потом, в 1513-1516 году Леонардо выразил свое понимание мужской красоты в портрете St. John the Baptist и это было темой обсуждения уже в шестнадцатом столетии – левша, человек с огромной иронией, гений и личность не от мира сего – не слуга ли он дьявола?

В ХХ веке прибавились другие оттенки интереса к личности Леонардо да Винчи. Его утверждение, что ему противны все виды физических отношений: акт зарождения и все, что имеет любое отношение к этому, настолько отвратителен, что люди скоро вымерли бы, не будь здесь симпатичных лиц и чувственных расположений (The act of procreation and anything that has any relation to it is so disgusting that human beings would soon die out if there were no pretty faces and sensuous dispositions)  позже было проинтерпретировано Зигмундом  Фрейдом в его собственном духе как показатель  "мерзлоты" Да Винчи (Gesammelte Werke bd VIII, 1909-1913). С фрейдистским пристрастием рассматривать  либидо только как как половое влечение, а не часть жизненой энергии, Фрэйд делает вывод о гомосексуальном либидо Да Винчи, вознесшем его в научных исследованиях. На деле Леонардо всего-навсего был сторонником пифагорейцев и видел красоту в здоровье и гармонии. Он действительно окружил себя учениками и это были красивые юноши, потому что в том обществе девушек не учили ни наукам, ни живописи, им была уготовлена другая роль, которая гения Высокого Возрождения не интересовала. Он слишком любил мир и его тайны. Он был доктором Фаустом, совращенным наукой.

Сайт создан в системе uCoz